Формирование и становление японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и в течение долгого срока развивалось в пейзажном стилевом направлении.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Строительство и архитектура

Том

8

Р

1

201
8







Молод
ё
жный вестник ИрГТУ

69

УДК 7.01:72.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЯПОНС
КОГО ПЕЙЗАЖНОГО САДА

В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ


Д.Н. Алексеенко
1
, М.Г. Захарчук
2

Иркутский национальный исследовательский технический университет,

664074, г.

Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Статья посвящена исследованию японского сада в ландшафтном дизайне в процессе разработки
проекта «Концепция ландшафтной организации фрагмента среды в историческом стиле
»
. Лан
д-
шафтный дизайн


это комплекс специальных мероприяти
й и решений по благоустройству и озел
е-
нению территории, направленный на изменение внешнего вида пространства. Работая над проектом,
дизайнер должен решать поставленную перед ним задачу, имея теоретические и практические зн
а-
ния для ее выполнения.

Ил. 8. Би
блиогр. 7 назв.

Ключевые слова:

ландшафт, парк, сад, озеленение, японский сад


DESIGN OF THE JAPANESE LANDSCAPE GARDEN IN IRKUTSK

D.Alekseyenko, M.Zakharchuk

Irkutsk National Research Technical University,

83 Lermontov Street, Irkutsk, 664074, Russian
Federation

The article is devoted to the study of the Japanese garden in landscape design during the development of
the project "The concept of Landscape Organization of a Fragment of the Environment in Historical Style".
Landscape design is a complex of s
pecial measures and solutions for landscaping and gardening of the a
r-
ea, aimed at changing the exterior appearance of the zone. Working on the project, the designer must solve
fillment.

Keywords: landscape; park; garden; landscaping; Japanese garden


В настоящее время значительная роль в создании разнообразия городской среды, а также, в
улучшении качества жизни населения отводится ландшафтному дизайну. Важно как создание новых
з
еленых зон в городе, так и реконструкция и улучшение


существующих. Озеленение


важная с
о-
ставляющая жизни каждого человека, эстетическая грань окружающего пространства, которая сказ
ы-
вается на комфорте проживания людей в малых городах и шумных мегаполисах
.

На территории Иркутского национального исследовательского технического университета
располагается большая зеленая зона, которой также следует уделить внимание. Поэтому для разр
а-
ботки курсовой работы был предложен проект разработки ландшафтной
организации фрагмента те
р-
ритории ИРНИТУ (рис. 1,
а
), и тема сада в японских традициях увлекла обучающихся. Интерес к ней
неизменен также и в связи с тем, что японский город Канадзава


город
-
побратим и партнер Иркутска
(рис. 1,
б

и
в
). Города
-
побратимы,
расположенные на территориях разных государств и установившие
между собой постоянные дружественные связи сотрудничают для взаимного ознакомления с жизнью,
историей и культурой, с целью достижения лучшего взаимопонимания, укрепления сотрудничества и
дружбы

между народами разных стран, для обмена опытом в разрешении проблем, стоящих перед
городскими властями и организациями [1].


Искусство культивации растений зародилось на заре истории человечества. Формирование и
становление японского сада длилось на прот
яжении почти полутора тысяч лет и в течение долгого
срока развивалось в пейзажном стилевом направлении. В настоящее время садовое искусство в
Японии находится на высочайшем уровне развития благодаря характеру ландшафта страны (рис. 2).

Скалистые горы, леси
стые холмы, озѐра, реки, водопады и песчаные отмели


всѐ это вдо
х-
новляет японцев. Окруженные настолько разнообразными пейзажами жители погружаются в мир
фантазий, что выражается в создании всѐ новых и новых композиций. Японский сад видоизменяется
вместе с

культурой, главенствующей на том или ином историческом промежутке, и всегда соотве
т-
ствует религиозным концепциям [2].




1

Алексеенко Дарья Николаевна,
студентка группы ДИб
-
14
-
1 ИАСиД ИРНИТУ,
e
-
mail
:
dasha
[email protected]
mail
.
ru

Alekseyenko Darya, a student of Institute of Architecture, Construction and Design, e
-
mail: [email protected]

2

Захарчук Марина Геннадьевна
, доцент кафедры «МДИ и дизайна им.В.Г. Смагина» ИАСиД ИРНИТУ,


e
-
mail
:
zaharchuk
@
rambler
.
ru

Zakharchuk Marina, Associate Professor of Monumental and Decorative Art and Design Department named after
V.G.Smagin of

Architecture, Construction and Design Institute, e
-
mail: [email protected]


Строительство и архитектура

Том

8

Р

1

201
8







Молод
ё
жный вестник ИрГТУ

70




а б

в

Рис. 1. Ситуационная схема фрагмента территории ИРНИТУ (а);

символ города Канадзава на ул. Канадзава, г. Иркутск (б);

каменный фонарь на ул. Канадзава, г. Иркутск (в)

(фото авторов)





Рис
. 2. Японский сад: виды (фото с сайта:
http://www.kanzendo.ru
)


Обращаясь к истории, трудно назвать дату возникновения первых японских садов, за искл
ю-
чением нескольких археологических находок в городах Азука
, Нара и Киото с небольшими остатками
садов Ранней Японии. Дизайн этих садов испытывал серьезное религиозное влияние, связанное с
приданием большого значения природным объектам в синтоистских верованиях. Несмотря на то, что
истинное значение несколько неяс
но, одно из японских слов для сада звучит как niwa


обозначает
место, которое убирали и очищали в ожидании прихода kami


божественного духа синтоизма. Пр
е-
клонение перед большими скалами, озерами, вековыми деревьями и другими уникальными объект
а-
ми природы

повлияло на внешний вид японского сада (рис. 3).

В развитии садов Японии выделяют следующие периоды:

VI


VIII вв.


период Нара, характеризируется влиянием китайской культуры. В это время во
з-
водится столица Нара по образу и подобию китайской столицы Чань
чань. На территории императо
р-
ского дворца разбиваются первые сады


конечно, с соблюдением китайских традиций. Сады по о
б-
щей своей конструкции состоят из двух элементов


гор и воды. В то же время японцы начинают
пользоваться символикой: сосна как символ д
олголетия, бамбук


стойкости.

IX


XII вв.


Хэйанский период. Возводится новая столица


Киото, на этот раз с истинно
японскими отличиями и особенностями, характеризуется утончѐнной культурной жизнью, развитием
искусства. Сад приобретает изысканные форм
ы и используется как для развлечений и придворных
праздников, так и для созерцания и отдыха. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов.
Сад получает типологическую планировочную схему: его основу составляют озеро и остров, композ
и-
ция строится фро
нтально. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр
со своими формальными признаками и канонами.

XIII


начало XIV вв.


период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дв
о-
рянства и распространением секты дзэн
-
буддизм
а. Сады становятся частью храмового комплекса.

Строительство и архитектура

Том

8

Р

1

201
8







Молод
ё
жный вестник ИрГТУ

71

XIV


XV I вв.


период Муромати. Характеризуется сближением хейанского и камакурского
направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии счит
а-
ется классическим. Сады разви
ваются при монастырях и создаются монахами [3].

Кроме ставших уже привычными садов, в XVI в. формируется новый вид


«сад чайной цер
е-
монии». Островки живой природы перед чайным домиком доставляли истинное наслаждение всем
участникам церемонии. В дальнейше
м появляется множество вариантов храмового сада, вновь во
з-
никают светские сады, в XIX в. окончательно сформировался ансамбль традиционного жилого дома
и сада как его необходимая часть.

Старые японские сады являются сейчас воспроизведением существовавших
ранее оригин
а-
лов, выполненными, тем не менее, в полном соответствии с многовековыми традициями (рис. 4).
Особенно крупным центром садово
-
паркового искусства уже много веков считается древняя столица
страны Киото. Здесь расположены пейзажные сады, ведущие с
воѐ начало с XIV
-
XV вв., а возможно, и
с более ранних времѐн, и до сих пор сохраняющие основные принципы своей композиции [4].






а б




в г


Рис. 3. Исторический японский сад: а


Касуга гонгэн
-
рэйкэнки. Деталь свитка

с изображением сада, 1309 г.; б


деталь свитка
-
сутры с изображени
ем сада, 1164 г.
(шѐлк, краски); в


монастырь Нисихонгандзи в Киото. Интерьер Хуинкаку

с расписными внутренними перегородками. Около 1600 г; г


сад Саккэи.

Вид из интерьера павильона Сэкинсуй
-
ан в храме Кондзандзи в Киото

(фото с сайта:
http://miuki.info
)



Строительство и архитектура

Том

8

Р

1

201
8







Молод
ё
жный вестник ИрГТУ

72





а б




в

г




д е


Рис. 4. Реконструкция исторического японского сада:

а


сад мхов, Сайходзи
, 1339 г.; б


сад Ринкюдзи, Сюгакуин; в


сад монастыря Нис
и-
хонгандзи, 17 в.; г


сад храма Тэнрюдзи, Киото; д


сад императорской виллы Кацура Рикю,
Киото, 17 в.; е


Сад монастыря Дзѐруридзи в предместьях Киото

(фото с сайта:
http://www.zs
-
z.ru
)


Длительный период развития садов в одном направлении и их канонизация обусловила фо
р-
мирование ряда типологических черт. По функциональному назначению исторически сложились
дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады

у жилого дома. По основному компоне
н-
ту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей [3]. Основное
внимание уделяется растениям: цветов в этом саде немного, а большее предпочтение отдается
хвойным и лиственным растениям
(рис. 5).


Строительство и архитектура

Том

8

Р

1

201
8







Молод
ё
жный вестник ИрГТУ

73



а



б в



г д


Рис. 5. Типологические элементы японского сада:

а


древний алтарь из камней, Ою; б


остаток сада, монастырь Мурѐку
-
ин,


Хирадзуми, 12 в.; в


покрытия, Южный сад мон
астыря Дайтокудзи;

г


каменная дорожка, сад святилища Хэйан в Киото, 19 в.;

д


каменная дорожка к павильону Дзюгэну
-
кан, Сюгакуин


(
фото с сайта:
http://leit.ru/modules.php.name
)


С помощью растений акцентируется смена времен года: весна


цветением плод
овых, осень


окраской листьев, зима


рисунком обнаженных ветвей. Деревья и кустарники часто стригутся, и, к
о-
нечно, японский сад трудно представить без бонсай [5].

Строительство и архитектура

Том

8

Р

1

201
8







Молод
ё
жный вестник ИрГТУ

74

Сложно не согласиться с одним из положений дзен
-
буддизма, легшего в основу японского с
а-
да:
красота природы это одна из форм постижения истины. Сады должны были располагать к созе
р-
цанию и вызывать эмоциональный отклик. Основной композиционный принцип


создание гармон
и-
ческого равновесия элементов сада, в котором есть свобода и порядок, движение и

покой. Для садов
характерно отрицание равенства: элементы сада не должны быть одинакового размера, их недоп
у-
стимо размещать симметрично [6].

Японцы ищут вдохновение в повседневных предметах, которые окружают их каждый день, п
о-
этому они не меняют природу,
а стараются улучшить то, что уже существует. Главная задача япо
н-
ского сада


это оценка и созерцание пейзажей. План сада устроен замысловато, его проектируют
так, чтобы смена красивых пейзажей шла непрерывно вдоль пути следования.
Парк предназначался
дл
я уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композ
и-
ции. Достижение безмятежного настроения у человека стало главной целью японского ландшафта

(рис. 6).




а

б




в г

Рис. 6. Современный японский сад:

а


водные сооружения; б


деревья; в



композиция из групп камней на песке;

г


символическое изображение реки

(фото с сайта:
http://www.mmkv.org/landshaftnaya
-
arhitektura
)


Символизм японского сада тесно связан с другой его отл
ичительной чертой


образной тра
к-
товкой природы. Художественная задача сада


показать природу, нетронутую человеком. Но сам
способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как
бы раздвигающих границы сада до разме
ров вселенной, не скрывает, что эта задача решается м
а-
стерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада оч
е-
видна [3].

По характеру рельефа японские сады делятся на холмистые сады «цукияма» и плоские сады
«
хиранива», но большой сад может включать и два типа


такой принцип планировки применѐн в
проекте «Концепция ландшафтной организации фрагмента среды в историческом стиле» (рис. 7).

Строительство и архитектура

Том

8

Р

1

201
8







Молод
ё
жный вестник ИрГТУ

75


Рис.7. Концепция ландшафтной организации фрагмента среды в историческом

ст
и-
ле: автор


Алексеенко Д.Н., студентка кафедры «МДИ и дизайна им. В.Г.Смагина» (рук.:
доц. Захарчук М.Г.
)

В работе использованы контрастные сочетания природных элементов: открытые пространства,
покрытые речным песком и галькой; плоские камни
-
дорожки

и огромные валуны, деревья и кусты. К
а-
менные насыпи используются активно: в «сухом саду» вода присутствует символически, созданная из
гальки и песка, где граблями наносят узор волн. «Сад камней» вызывает множество ассоциаций, они
подобраны по форме, разме
ру, цвету и фактуре, из них сформированы группы, где каждые послед
у-
ющие камни дополняют друг друга, уравновешивая общую композицию. Извилистые дорожки прид
а-
ют саду индивидуальность.

Элементами наполнения среды являются садовые сооружения: мосты, каменные
светильники,
ограды и ворота (рис. 8). Фонари освещают сад и служат архитектурным элементом, контрастиру
ю-
щим с естественной природой. В данном проекте как малая архитектурная форма используются и
скамьи, и беседки.

Вода


основа жизни любого сада. При устр
ойстве озѐр в Японии не создают прямолинейных
очертаний, поэтому при устройстве пруда воспроизведены изгибы естественных природных берегов,
кроме того, располагаясь на открытой поляне, он отражает и приобретает цвет неба.

Проектирование насаждений


важне
йшая задача проекта благоустройства и озеленения. Д
и-
зайнеру необходимо учитывать смену времѐн года, изменения, зависящие от возраста растений, к
о-
торые являются основным строительным материалом. Во времени растения, цветы, травы и вода
меняют цвет, фактуру

и форму [7].


Строительство и архитектура

Том

8

Р

1

201
8







Молод
ё
жный вестник ИрГТУ

76


а б


Рис. 8. Малые архитектурные формы японского сада:

а


каменный светильник; б


мост

(
фото с сайта:
http://www.mmkv.org/landshaftnaya
-
arhitektura
)


Древесно
-
кустарниковая растительность для оформления проектируемого сада подбиралась
тщательно: почти отсутствует цветочный декор, а доминирующий элемент


сосна обыкновенная с
ажурной кроной, как солитер, он
а воспринимается акцентом. Палитра вечнозелѐных хвойных дерев
ь-
ев многокрасочна: кедр, ель, можжевельник, а лиственные


клѐн, ирга, ива и красиво цветущие р
о-
додендроны и калина.

В проекте «Концепция ландшафтной организации фрагмента среды в историческом ст
иле»
главной целью было повышение разнообразия и художественной выразительности открытых пр
о-
странств, одной из задач


создание атмосферы близкой к истинно восточной культуре Японии. Х
у-
дожественная организация пространства с гармоничным сочетанием природны
х линий и грубого ка
м-
ня придает особое состояние духа и создает эффект полного погружения.

Формирование полноценной среды обитания человека и, в частности, озеленѐнных террит
о-
рий в настоящее время приобрели особую актуальность и остроту. Реализация проект
а ландшафтной
организации среды способно не только повысить эстетические функции, благотворно влияя на ур
о-
вень комфорта человека, но и благоприятно сказаться на микроклиматических и санитарно
-
гигиенических условиях городского пространства.


Библиографическ
ий список

1.

Захарчук М.Г., Осинцева Е.С. Центр международных связей в историческом квартале Иркутска //
Молодежный вестник ИрГТУ. 2015. № 4. 7 с.

2.

Японский сад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kanzendo.ru/p49.htm

3.

Боговая

И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. 223 с.

4.

Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М.: Архитектура
-

С, 2003. 231 с.

5.

Ландшафтная архитектура [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.mmkv.org/landshaftnaya
-
arhitektura
-
str57/landshaftnaya
-
arhitektura
-
str57.html

6.

Японские сады. Гармоничное равновесие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zs
-
z.ru/landshaft/s
adyi/yaponskie
-
sadyi.html

7.

Ожегова Е.С. Ландшафтная архитектура: История стилей. М.: Мир и Образование, 2015. 560 с.




Приложенные файлы

  • pdf 87373021
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий