апробація опитувальника Духовний інтелект особистості / K.I. Фоменко, О.Ю. Головіна. -Ресурсне забезпечення якості освіти: Матер. Всеукр. наук.-практ. конф.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

УДК 159.961

Т.Б. Хомуленко, К.И. Фоменко, Е.Ю. Головина

ДУХОВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ДЕТЕРМИНАНТА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются понятия "духовность ", "духовный интеллект ", "мо
ральная
ответственность ". Показаны отечественные и
зарубежные подходы к духовно
сти и духовному
интеллекту личности. Доказано, что духовный интеллект предполагает интеграцию духовных
способностей человека. Представлены методы исследования духов
ного интеллекта в контексте
морального самосознания личности.
Разработанный и ап
робированный нами опросник духовного
интеллекта личности представлен шкалами "Способность к трансцендентности",
"Мировоззренческий компонент духовного интел
лекта", "Способность к экзистенции",
"Способность к самоконтролю и интуиции". По
лучены результаты корреляционного анализа
духовного интеллекта и моральной ответс
твенности личности студента.

Ключевые слова:

духовный интеллект, духовность, моральная ответственность
личности.

Актуальность.

Стремительные преобразования современного обще
ства испы
тывают на
прочность многовековые достижения культуры и традиционные устои об
щества. Одним из
существенных последствий таких изменений является трансформа
ция морального самосознания
человека, системы его духовных и смысловых жизнен
ных ориентиро
в. Перестройка духовных
ценностей личности усиливается экономичес
ким кризисом, кризисом религий и других
социальных институтов, таких как семья, право, национальная идея и культура. Эти
обстоятельства обуславливают необходи
мость возвращения психологическ
ой науки к проблеме
духовности.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена, на наш взгляд, следую
щими
объективными обстоятельствами:



пониманием того, что экономическое процветание и технический прогресс без развития
духовных сил человека не
принесут ему настоящего счастья и ощущения ра
дости жизни;



появлением новой антропологической парадигмы, пытающейся найти место духа,
духовности, души, человечности в контексте уже существующего знания о пси
хологической
сущности человека и ее развитии;



не
обходимостью преодоления фрагментарности знаний по проблемам души, духа,
духовности.

Теоретические положения в исследовании духовного интеллекта.

Духов
ность в
психологических концепциях рассматривалась в следующих направлениях:



как субъективность, уникаль
ность, неисчерпаемость потенциала личности (Д.А.
Леонтьев);



принцип саморазвития и самореализации личности (Г.А. Балл, Е.И. Исаев, В.И.
Слободчиков, К. Ясперс);



характеристика нравственности человека (М. Боришевский, М. Савчин);



спонтанное переживание
необходимости реализации надличностных смыслов в
жизнедеятельности (О.Н. Колесник).

Духовность личности заключается в ее духовном "Я" (Т.А. Флоренская), раск
рывается в
аффективных особенностях, представленных духовными состояниями


© Т.Б. Хомуленко, К.И.
Фоменко, Е.Ю. Головина, 2014



(
В
.
А
.
Пономаренко
,
О
.
О
.
Прохоров
),
в

ценностно
-
смысловой

сфере

человека

(
Г
.
Олпорт
,
М
.
Мюррей
,
Д
.
Келли
,
А
.
Маслоу
,
К
.
Роджерс
,
Р
.
Эммонс
,
Л
.
Бинсвангер
,
В
.
Франкл
,
И
.
Ялом
,
Р
.
Мэй
,
С
.
Гроф
,
а

также

Б
.
С
.
Братусь
,
В
.
П
.
Зинченко
,
Ф
.
Е
.
Васнлюк
,
А
.
И
.
Зелнченко
,
М
.
С
.
Каган
,
Р
.
Л
.
Лившиц
),
реализуется

в

виде

духовных

способностей

индивида

(
Г
.
В
.
Ожиганова
,
В
.
Д
.
Шадриков
).

Наиболее близким к духовному интеллекту является феномен духовных способ
ностей.
Духовные способности В.Д.
Шадриков рассматривает как свойства, характери
зующие
функциональную индивидуальность человека. При этом индивидуальность че
ловека автор, следуя
за Б.Г. Ананьевым, понимает как единство и взаимосвязь его свойств как личности и как субъекта
деятельности, в

структуре которых функци
онируют природные свойства человека как индивида.
Духовные способности рассмат
риваются как единство и взаимосвязь природных способностей
индивида, преобразо
ванных в процессе деятельности и жизнедеятельности, и способности
челове
ка как су
бъекта деятельности и отношений, и выступающие в единстве с нравственными
качест
вами человека как личности. В отличие от способности действия, духовные способнос
ти


это способности поступка [0]. К духовным способностям он относит способности,
направленные на
познание других людей, определяющие успешность поведения. Среди важнейших духовных
способностей также отмечается способность к самопознанию, самосознанию, самопостижению;
способность к соотнесению себя и мира, себя с дру
гими людьми; способ
ность к познанию других
людей.

Автор указывает на то, что духовные способности также связаны с определен
ным
духовным состоянием, выделяя в нем следующие характеристики: рефлексивные, креативные,
саморегулятивные, интегральные и ценностно
-
нравственные. Рас
смотрим подробнее данные
характеристики:



рефлексивные характеристики предполагают расширение сознания, активное включение
в процесс постижения истины подсознания, умение вскрыть в вещи, в факте существенные
качества; четкость ориентировки в прошлом, настоя
щем и будущем; це
лостность, яркость и
ясность отражения действительности; углубленное понимание собственного "Я" и т.д.;



креативные характеристики, или переход к образному мышлению, к продукти
вному
воображению;



саморегулятивные характеристики, т.е. энерг
етическая активизация, гармони
зация
личности, устранение противоречий с окружающей средой или их блокирование, достижение
внутреннего равновесия, позитивного взгляда на жизнь, усиление воли и ее контроля со стороны
"Я";



интегральные характеристики предпол
агают целостное отражение действите
льности;
единение духовных способностей и свойств, чувств и эмоций; единение умст
венных,
нравственных, духовных качеств; объединение интеллектуальных, эмоциона
льных и моральных
аспектов личности в процессе нахождения р
ешения; объединение сознания и подсознания, что
ведет к мощному интеллектуальному скачку, прорыву, способствует необычайной
проницательности, позволяет достичь вершин творчества. Такое единство выступает, по мнению
В.Д. Шадрикова, как "суперинтеллектуальна
я деятельность";



ценностно
-
нравственные (моральные) характеристики: духовные ценности определяют
конкретную точку зрения на вещь, выделяя ее качества, важные со стороны духовных ценностей;
стремление к духовному прогрессу [0].

Г.В. Ожиганова в результате
сравнения понятий "духовные способности" и "ду
ховный
интеллект" в отечественной и западной психологии делает вывод о трех ком
понентах духовности:



моральный, включающий систему "добродетельного" поведения, высших цен
ностей и
жизненных смыслов, способност
и к любви, состраданию, дружелюбию, эмпа
-

тии, что
представляет собой основу как нерелигиозной, так и сакрально окрашенной духовности. Сюда же
входит и саморегулятивный аспект (самосознание, самоконтроль, самосовершенствование);



ментальный, связанный с пси
хологическим понятием "способности". Здесь речь идет также
о различных психических процессах (от восприятия до сложной твор
ческой работы) и об особых
психических состояниях (измененных состояниях созна
ния);



трансцендентный, связанный с духовными пережива
ниями, состояниями и опытом
различного уровня (в том числе религиозным) и открывающий дорогу к выс
шим ступеням
духовного развития [0; 0].

Изучение духовного интеллекта является новым предметом научных исследова
ний
духовности человека.

Целью нашего
исследования является изучение психологических особенностей духовного
интеллекта личности, его связи с моральной ответственностью личности. Задачи:

° анализ понятия "духовный интеллект" в системе научных категорий; ° создание авторской
методики исследовани
я духовного интеллекта;
0

изучение взаимосвязи показателей духовного
интеллекта и моральной ответст
-

нности личности.

Впервые понятие духовного интеллекта упоминается в теории множественного ллекта X.
Гарднера [0]. Концептуализация этог
о феномена была осущ
ествлена Ро
ртом Эммонсом [0]. Автор
показывает, что духовный интеллект состоит из ряда спо
собностей и включает определенные
умения, которые и составляют базу знаний чело
века и его опыт, а именно способность:



к трансценденции;



входить в возвышенные духовн
ые состояния;



сакрализовать повседневный опыт;



использовать духовные ресурсы для решения жизненных задач;



осуществлять добропорядочные поступки.

К перечисленным духовным способностям К. Нобл [0] добавляет еще две: ° осознание, что
физическая реальность
включена в более многомерную реаль
-

ость, с которой люди
взаимодействуют сознательно или бессознательно;

0

осознанное стремление к психологическому здоровью, подразумевающее не ' лько личное
благополучие, но и общественную пользу.

К. Нобл определяет духовн
ый интеллект как врожденную способность, которая ожет влиять на
личностный рост. Духовный опыт, который ведет к позитивным изме
нили в самоощущении, по
мнению автора, трансформируется в духовный интеллект и позволяет людям в случае опасности
контролировать

ситуацию, сохраняя психиче
-

ое здоровье.

Выделяя некоторые аспекты духовных способностей, К. Нобл связывает самопо
-

ие,
саморегуляцию, самоконтроль и самосовершенствование как способность ис
-

овать свой
внутренний опыт для саморазвития. Таким образом, опи
раясь на поня
тие "духовный опыт", К.
Нобл стремится раскрыть его содержание с помощью таких ектов, как этико
-
экзистенциальний
(моральный), трансцендентный, ментальный (включая креативность), саморегуляционный.

Ф. Воган [0] определяет духовный интеллект ка
к звено между трансперсональ
-

"Я" и духом. Автор
подчеркивает необходимость целостного подхода к изучению

духовного интеллекта, который
отражается в отношении человека к миру в форме муд
рости, сострадания и моральных действий.

Выборка исследования.

Психом
етрическая выборка представлена 353 респон
дентами,
возраст которых составляет 18
-
58 лет, экспериментальная выборка представ
лена 53 студентами
ХНПУ имени Г.С. Сковороды.

Методы исследования.

Для достижения цели нашего исследования мы исполь
зовали
следующ
ие методики:

1.

Авторская методика "Духовный интеллект личности" [0].

Теоретическая модель опросника "Духовный интеллект личности" предусматри
вает
многофакторную структуру, отражающую когнитивные, аффективные, мотиваци
-

онные и
конативные компоненты, раскрыв
ающие ментальный, моральный, экзистенци
альный,
трансцендентный и регуляционный (мировоззренческий) аспекты и требует эмпирической
верификации.

В результате эмпирической верификации опросника была получена его много
факторная
структура, представленная
шкалами:



"Способность к трансцендентности"
-

способность личности выйти за преде
лы
непосредственного чувственного опыта, постичь проблемы духовности и ее разви
тия;



"Мировоззренческий компонент духовного интеллекта"
-

способность челове
ка
ориентироваться

на духовные ценности в жизнедеятельности, духовная направлен
ность картины
мира человека;



"Способность к экзистенции"
-

способность осознавать уникальность собст
венного
бытия, его иррациональные особенности функционирования;



"Способность к самоконтролю и

интуиции"
-

способность прислушиваться к
собственной интуиции в организации и самоконтроле жизнедеятельности.

2.

Методика "Шкала экзистенции" А. Ленгле
-

К. Орглера [0].

Экзистенциальная исполненность
-

понятие, появившееся в психологии

В.Франкла для
описания качества жизни человека. Понятие исполненности
-

это "сча
стье через
достоинство" (Аристотель), неотделимое от персональных убеждений и ус
тановок личности.
Уровень развития экзистенциальной наполненности показывает сте
пень осмысленности жизни
че
ловека, его внутреннего согласия, соответствия его ре
шений и поступков его сущности.

Субшкала V (ответственность) измеряет способность человека "пойти на что
-

то".
Измерение располагается между полюсами: "необязательность
-

обязательность" и "персональная

включенность
-

чувство долга".

В связи с ответственностью (V) измеряется способность доводить до конца ре
шения,
принятые на основании личных ценностей. Человек действует с осознанием обязательности этого
для себя или обязательств перед кем
-
то. Выдерживат
ь процесс воплощения в жизнь собственных
замыслов позволяет чувство уверенности, что все делается правильно. Или же, если нет
собственной уверенности, компенсаторную фун
кцию может взять на себя чувство долга.
Проживаемая ответственность является осно
вой
для формирования стабильной самоценности.
Показатели теста по этой субшкале указывают также на временное постоянство
-

способность
выдержать. Низкий показа
тель ответственности означает, что человек не чувствует персональной
включенности в жизнь. Жизнь иде
т сама собой, она в малой степени поддается планированию и не
про
низана собственной волей. Человек застывает в позиции ожидания и в большей степени
является зрителем. Преобладает сдержанность. Чувство долга не сильно выражено, но может быть
сформировано.
Становится ясным
-

как это уже было в случае свободы, что различные черты
личности или же сферы нарушения ведут к различным проблемам в связи с ответственностью.














Результаты исследования.

В результате корреляционного анализа показателей
духовного интеллекта и
ответственности как параметра экзистенциальной наполненности жизни студентов бы
ло
доказано, что моральная ответственность положительно связана с общим показате
лем духовного
интеллекта и такими его параметрами, как способность к экз
истенции и способность к
самоконтролю и интуиции.


Взаимосвязь моральной ответственности и духовного интеллекта

личности студентов

Таким образом, духовный интеллект личности предполагает высокий уровень моральной
ответственности личности. Моральная
ответственность личности связана с ее положительным
эмоциональным отношением к бытию личности в процессе ее духо
вного развития, а также со
способностью обращаться к интуитивным знаниям в само
контроле жизнедеятельности.

Выводы.

Духовность выражается в дух
овном "Я" личности, реализующимся в аффектив
ных
духовных состояниях и переживаниях, отражающих ее ценности и смыслы, реали
зуется в виде
духовных способностей и духовного интеллекта. Духовный интеллект предполагает интеграцию
духовных способностей человек
а, таких как способность к трансценденции, способность
входить в возвышенные духовные состояния, способ
ность сакрализовать повседневный опыт,
способность использовать духовные ресурсы для решения жизненных задач, способность
осуществлять добропорядочные п
оступки.

Разработанный и апробированный нами опросник духовного интеллекта лично
сти
представлен следующими шкалами: "Способность к трансцендентности", "Миро
воззренческий
компонент духовного интеллекта", "Способность к экзистенции", "Спо
собность к самоко
нтролю
и интуиции".

Корреляционный анализ моральной ответственности с духовным интеллектом личности
показал ее связь с положительным эмоциональным отношением к бытию ли
чности в процессе ее
духовного развития, а также со способностью обращаться к инту
итив
ным знаниям в
самоконтроле жизнедеятельности.

Список литературы:

1
.

Ленгле А., ОрглерК, Кривцова С.В.

Шкала екзистенції
(
Existenzskala
)/
Экзистенциальный анализ.
-

2009.
-

№1.
-

С. 141
-
170. 2.

Ожиганова Г.В.
Психологические аспекты
духовности. Ч.І. Духовны
й интеллект. [Текст] / Психологи
ческий журнал.
-

2010.
-

Т. 31.
-

№4.
-

С.21
-
34. 3.

Ожиганова Г.В.

Психологические ас
пекты духовности. Ч.ІІ. Духовные способности.
[Текст] / Психологический журнал.
-

2010.
-

Т. 31.
-

№5.
-

С.39
-
53. 4.

Фоменко
K
.
I
.

Розробк
а та
апробація опитувальника "Духовний інтелект особистості" /
K
.
I
.
Фоменко, О.Ю. Головіна.
-

Ресурсне забезпе
чення якості освіти: Матер. Всеукр. наук.
-
практ. конф. [За заг. ред. проф.
Р.І.Чорновол
-

Ткаченко, О.І. Мармази].
-

Харків: ТОВ "Щедра садиба плю
с", 2014.
-

482 с. 5.

Шадриков В.Д.

Духовные способности / В.Д. Шадриков.
-

СПб.: 1997,
-

С. 19

41. 6
.ЭммонсР.

Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности /Пер. с англ.; под ред.
Д
.
А
.
Леонтьева
.
-

М
.:
Смысл
.
-

2004.
-

414
с
. 7.

Gardner
Н
.

Reflec
tions in multiple intelligences:
mythsand messages. Phi Delia Kappan,
1995.
-

P.
204
-
207. 8.

Noble K.

Spiritual intelligence. A new frame
of mind. Advanced Development Journ.
-

2000.
-

№9.
-

P.
1
-
28. 9.

VaughanF.

What is spiritual
intelligence? Jorn.

of Humanistic Pchology.
-

2002.
-

V.42.
-

№ 2.
-

P.16
-
33.

Bibliography (transliterated):

1.
Lengle A., Orgler K., Krivcova S.V. Shkala ekzistenci'i
(Existenzskala)/ Jekzistencial'nyj analiz,
2009, №1.
-

Moskva, s.
141
-
170. 2.
Ozhiganova G.V.
Psihologichesk
ie aspekty duhovnosti. Ch.I. Duhovnyj intellekt. [Tekst]
/
Psihologi
-

cheskij zhurnal,
2010,
t.
31, №4,
s.21
-
34.
3.
Ozhiganova G.V. Psihologicheskie aspekty duhovnosti. Ch.II. Duhovnye
sposobnosti. [Tekst]
/
Psihologicheskij zhurnal,
2010,
t.
31, №5,
s
.
39
-
53. 4.
Fomenko K.I. Rozrobka ta
aprobacija opytuval'nyka Duhovnyj intelekt osobystosti
/
K.I. Fomenko, O.Ju. Golovina.
-

Resursne
zabespechennja jakosti osvi
-

ty:materialy Vseukrai'ns'koi' naukovo
-
praktychnoi' konferencii' [Za zag. red.
prof. R.I.Cho
rnovol
-
Tkachenko. O.I.Marmazy].
-
H.: TOV Shhedra sadyba pljus,
2014
-
482
s.

5.

Shadrikov V. D. Duhovnye sposobnosti
/
V.D.Shadrikov.
-

SPb.:
1997,
-

S.
19
-
^11.

6.

Jemmons R. Psihologija vysshih ustremlenij: motivacija
і

duhovnost' lichnosti /Per. s angl.; Pod red.
D.A.Leont'eva
.
-

M.: Smysl.
-
2004.
-

414s.
7.
Gardner H. Reflections in mul
tiple intelligences: mythsand
messages. Phi Delia Kappan,
1995.
-

pp.
204
-
207. 8.
Noble K. Spiritual intelligence. A new frame of mind.
Adv
anced Development Journ.
2000. № 9.
P.
1
-
28. 9.
Vaughan F. What is spiritual intelligence? Jorn. of
Humanistic Pcholo
-

gy.2002.V.42.
№2.
P.16
-
33.

УДК 159.961

Т.Б. Хомуленко,
K
.
I
.
Фоменко, О.Ю. Головіна

ДУХОВНИЙ ІНТЕЛЕКТ ЯК ДЕТЕРМІНАНТА МОРАЛЬНОЇ ВІДПОВІДАЛЬ
НОСТІ
ОСОБИСТОСТІ

У статті розглядаються поняття "духовність", "духовний інтелект", "моральна
відповідальність ". Показано вітчизняні та зарубіжні підходи до духовності і духовного ін
телекту
особистості. Доведено, що духовний інтелект передбачає інтеграці
ю духовних зді
бностей
людини. Подано методи дослідження духовного інтелекту в контексті моральної самосвідомості
особистості. Розроблений і апробований нами опитувачьник духовного ін
телекту особистості
представлений шкалами "Здатність до трансцендентност
і", "Світоглядний компонент
духовного інтелекту", "Здатність до екзистенції", "Здатність до самоконтролю і інтуїції".
Отримано результати кореляційного аналізу духовного інтелекту та моральної відповідальності
особистості студента.

Ключові слова:

духовний
інтелект, духовність, моральна відповідальність особис
тості.

UDC
159.961

Т
.
Khomulenko,
К
.
Fomenko,
О
.
Holovina

SPIRITUAL INTELLIGENCE AS DETERMINANT OF PERSONAL MORAL

RESPONSIBILITY

The article discusses the concept of "spirituality", "spiritual
intelligence", "moral responsibility". It
shows domestic and foreign approaches to spirituality and spiritual intelligence of a person. Spirituality is
expressed in a spiritual person and acts in the affective states and spiritual experiences that reflect
its
values and meanings, realized in the form of spiritual abilities and spiritual intelligence. In psychology
spirituality seen in the unity of the moral, mental and transcendental components. Spiritual abilities are
related to self
-
knowledge, self
-
contro
l, self
-

control and self
-
improvement as the ability to use their inner
experience to self
-
development.

Spiritual intelligence involves the integration of spiritual abilities such as the ability to
transcendence, the ability to enter the lofty spiritual st
ates, the ability of sacralized everyday experience,
the ability to utilize spiritual resources to solve life's problems, the ability to perform actions respectable.

It is proved that spiritual intelligence involves the integration of spiritual abilities.
The article
-
identity.

Research methods are presented in the context of spiritual intelligence in moral consciousness of the
person. The intelligence personality questionnaire was
developed and submitted to the following scale:
"The capacity for transcendence,
"
"Outlook component of spiritual intelligence," "The ability to
existence", "The ability to self
-
control and intuition." The results of correlation between spiritual
intellige
nce and moral responsibility of the individual student are obtained.

Keywords:

spiritual intelligence, spiritual, moral responsibility of a person.

Стаття надійииіа до редакційної колегії 13.11.2014


Приложенные файлы

  • pdf 87378693
    Размер файла: 480 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий