Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Сочинение по произведениям А. П. Чехова.


Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Изучение литературы в 10 классе (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Нормативные правовые документы.

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
« Ф З Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 23 июля 2013 года).Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» / Приказ Минобрнауки РФ от 31 января 2012года № 69.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) Методические рекомендации для учителей литературы образовательных организаций Липецкой области на 2014 – 2015 учебный год.
«О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой
области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год» /Приказ УОиН Липецкой области от 23 апреля 2014 г. № 385
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» / Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года № 85.
Приказ Минобрнауки РФ от10.11.2011 г. № 2643 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» / Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253«О федеральном перечне учебников» / Письмо Департамента государственной
политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29 апреля 2014 года № 08-548.
«О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области,
реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного
общего образования на 2014/2015 учебный год» / Письмо УОиН Липецкой области от 16 апреля 2014 г. № ЮТ-1064
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2014 -2015 уч. год
Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Усмани на 2014-2015 учебный год / приказ № 107 от 25.08.2014 г./
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3 г. Усмани



«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования» / Приказ Минобрнауки
России от 26.12.2013 №1400 (ред.от 15.05.2014)
«О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на
основе индивидуальных учебных планов обучающихся» / Письмо Миобрнауки РФ от
20 апреля 2004 года № 14-51-102/13.
«О методических рекомендациях по реализации элективных курсов
предпрофильной подготовки и профильного обучения» / Письмо Департамента
государственной политики в образовании Миобрнауки РФ от 4 марта 2010 года № 03-413.
Письмо Министерства образования от 04.09.2008 г. №03-1905
«О методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия Солженицына в образовательном учреждении»

Сведения о программе

Настоящая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений, учебника литературы для образовательных учреждений под редакцией Ю.В. Лебедева (профильный уровень).


Обоснование выбора программы


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Информация о внесённых изменениях

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит
175 часов для изучения предмета (из расчета 5 учебных часов в неделю). Содержание программы представлено без изменений.

Определение места и роли учебного курса

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высоким нравственным идеалом и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально- эстетической реакции читателя. Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко – культурных сведений, нравственно – эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно- коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения ( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедические словари. Главной задачей изучения литературы в 10-ом классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление школьников с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности, развитие патриотизма.


Планируемый уровень подготовки учащихся

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:
*Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
*Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
* Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
*Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
*Умение развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).
*Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
* Владение навыками редактирования текста (сочинение разного жанров).
* Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
* Осуществление осознанного выбора продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельного, практико- ориентированного и личностно ориентированного подхода

Информация о количестве учебных часов

Школьный учебный план предусматривает на изучение предмета литературы 175 ч(5ч в неделю).
Из них:
Сочинения (классные)-7
Сочинения (домашние)-4
Контрольные работы-10
Внеклассные чтения -2
Тесты -5



Формы организации образовательного процесса

1. Уроки- лекции.
2. Урок- исследование.
3. Урок- путешествие.
4. Урок с групповыми формами работы.
5. Урок- зачет.
6. Урок- презентация.
7. Урок- семинар.

Технология обучения

Главным на уроке является развитие художественно-творческих способностей учащихся (литературных, изобразительных, актерских и др.) через следующие технологии:
уровневая дифференциация,
проблемное обучение,
информационно-коммуникационные технологии,
здоровьесберегающие технологии,
коллективный способ обучения,
активизация мыслительной деятельности учащихся,
использование наглядности и технических средств обучения,
технология модульно-развивающего обучения,
технология интерактивного обучения,
диалог,
современное прочтение классики,
технология использования опорных конспектов и схем,
технология использования взаимодействия искусств (живописи, музыки, архитектуры, народного творчества),
предметно-ориентированные технологии,
технологии личностно- ориентированного образования,
вузовские технологии,
компьютерные технологии,
технология концентрированного обучения.

Виды и формы контроля

1. Комплексный анализ текста.
2. Реферат.
3. Проект.
4. Проверочная работа с выборочным ответом.
5. Зачёт.
6. Устное высказывание на заданную тему.
7. Ответ на проблемный вопрос.
8. Сочинение.
9. Тестирование.



Содержание программы
Литература первой половины XIX века 22 ч
Обзор русской литературы первой половины ХIХ века
4 ч Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.  Русский романтизм и реализм в сопоставлении с романтизмом и реализмом в родной литературе. Влияние русской литературы первой половины XIX в. на развитие литератур народов России3.
 А. С. Пушкин 4 ч Жизнь и творчество. Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вновь я посетил», «Элегия», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и др., поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина. Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» тема в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
 М. Ю. Лермонтов 2 ч Жизнь и творчество. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»), «Выхожу один я на дорогу...»  Стихотворения: «Мой демон», «К(((» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи – значенье», «Журналист, читатель и писатель». Поэма «Демон». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэтой.  Н. В. Гоголь 6 ч Жизнь и творчество. Повесть «Невский проспект», «Нос» Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.  В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя».
Творчество Гоголя и наше время Сочинение по произведениям русской литературы первой половины ХIХ века
Литература второй половины ХIХ века
149 ч Обзор русской литературы второй половины XIX века (4 ч)  Россия во второй половине XIX в. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. «Натуральная школа». Русская журналистика второй половины XIX в. «Эстетическая» (В. П. Боткин, А. В. Дружинин), «реальная» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев), «органическая» (А. А. Григорьев) критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Формирование национального театра. Сатира в литературе второй половины XIX в. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX в. Развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание. Роль русской классической литературы в становлении и развитии литератур народов России.  А. Н. Островский 9 ч Жизнь и творчество. Драма «Гроза».
Пьеса «Лес». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.  «Гроза» в русской критике: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы. Драматургия Островского конца 1860-х-1870-х годов. Искушение-лейтмотив драмы «Бесприданица». Художественный мир пьесы снегурочка. Влияние творчества Островского на развитие драматургии в родной литературе. Сочинение по произведениям А. Н. Островского.
Пьеса «Лес». Широкая картина сложных социальных процессов в России 60-х годов. Образы главных антагонистов пьесы – Гурмыжского и Несчастливцева. Ф. И. Тютчев 8 ч  Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать», «Природа – сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья», «Певучесть есть в морских волнах», «От жизни той, что бушевала здесь» (возможен выбор пяти других стихотворений).  Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема «невыразимого». Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Особенности «денисьевского цикла». Художественное своеобразие поэзии Тютчева. А. А. Фет 5 ч  Жизнь и творчество (обзор).   Стихотворения: «Это утро, радость эта», «Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «На заре ты ее не буди», «Одним толчком согнать ладью живую», «Заря прощается с землею», «Еще одно забывчивое слово», «На стоге сена ночью южной» (возможен выбор пяти других стихотворений).  Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.  Сочинение по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.  И. А. Гончаров 9 ч Жизнь и творчество.  Роман «Обломов» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении). История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.   Роман в оценке русской критики: Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А. В. Дружинин. «Обломов», роман И. А. Гончарова» (фрагменты). Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты) (только для школ с родным (нерусским) языком обучения). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.  Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».
И. С. Тургенев 14 ч Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.   Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». 

 Н. С. Лесков 4 ч Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» (только для школ с русским (родным) языком обучения) (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.   М. Е. Салтыков-Щедрин 10 ч Жизнь и творчество (обзор).  «История одного города» (обзорное изучение). Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие «Истории». Черты антиутопии в произведении. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Традиции русской сатиры в творчестве Салтыкова-Щедрина. «Господа Головлёвы» (общий обзор). История создания романа. Семья Головлёвы. Основные этапы духовного распада Иудушки. Смысл названия. Сатира в родной литературе.
Сказки: «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Коняга», «Медведь на воеводстве». Фантастическое и реальное, комическое и трагическое. Гротеск, гипербола, эзопов язык.
Невежественные правители. Покорный и талантливый народ. Обывательское равнодушие. Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина.  Н. А. Некрасов 14 ч Жизнь и творчество. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей», «Блажен незлобивый поэт», «Внимая ужасам войны», «Рыцарь на час», «Сеятелям» (возможен выбор пяти других стихотворений).  Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии.  Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Поэмы: «Дедушка», «Корабейники», «Русские женщины». «Мороз, Красный нос». (обзор). Сюжет, герои, место действия   Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
 Н. Г. Чернышевский 3 ч  Жизнь и творчество (обзор). Роман «Что делать?» (обзор). Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение «допотопного мира» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.  Ф. М. Достоевский 20 ч Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Образ старухи-процентщицы. Второстепенные персонажи. Образы детей. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.   Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание» (фрагменты).
Роман «Идиот». Жанровое своебразие. Христианские мотивы» Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».   Л. Н. Толстой 30 ч Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. «Внутренний человек» и «внешний человек». Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Мысль семейная в романе «Анна Каренина». «Воскресение». Критика государственного бюрократического аппарата, суда, церкви. Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».  А.К. Толстой 3 ч Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения : «Средь шумного бала случайно», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Когда природа вся трепещет и сияет» «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Двух станов не боец, но только гость случайный», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
 А. П. Чехов 15 ч Жизнь и творчество. Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для школ с русским (родным) языком обучения).  Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для школ с родным (нерусским) языком обучения).  Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов в школах с родным (нерусским) языком обучения). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.  Драма «Три сестры»  Своеобразие конфликта. Система образов. Тема неизменности жизни, ее обыденности. Мечты и реальность в пьесе. Тема будущего и ее своеобразное воплощение в монологах героев. Смысл финала пьесы. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.  Влияние драматургии Чехова на развитие театрального искусства и литературу народов России. Сочинение по произведениям А. П. Чехова. 

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века 4 ч И.В. Гёте. «Фауст». Фауст и Мефистофель как вечные образы.
Оноре де Бальзак. «Гобсек». Изображение губительной силы и власти денег.




Учебно-тематическое планирование



п/п
Наименование
раздела
Кол-во
часов
Классное
сочинение
Домашнее
сочинение
Контрольные
работы
Внеклассное
чтение

1
Обзор русской литературы первой половины ХIX века
4






Творчество писателей
первой половина ХIХ века






2
А.С. Пушкин
4





3
М.Ю. Лермонтов
2
1




4
Н.В. Гоголь
4





5
Особенности
литературного развития
второй половины ХIХ в.
4






Творчество писателей
второвой половины
ХIХ века
149





6
И.А. Гончаров
8
1




7
А.Н. Островский
10
1




8
И.С.Тургенев
16

1
1


10.
И.Г. Чернышевский
2

1
1


11.
А.К. Толстой
1


1
1

12.
Н.А. Некрасов
15





13.
Ф.И. Тютчев
5





14.
А.А. Фет
4

1
1


15.
М.Е. Салтыков-Щедрин
13
1

1
1

16.
Ф.М. Достоевский
30





17.
Н.С. Лесков
7
1

1


18.
Л.Н. Толстой
31
1
1
2


19.
А.П. Чехов
12
1

2


20
И.В. Гете
2





21
Оноре де Бальзак
3






Итого
175
7
4
10
2

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:
*Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
*Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
* Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
*Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
*Умение развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).
*Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
* Владение навыками редактирования текста (сочинение разного жанров).
* Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
* Осуществление осознанного выбора продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельного, практико- ориентированного и личностно ориентированного подхода.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению
наизусть; стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей – классиков;
историко – культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико – литературные понятия;
уметь
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделять смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, принимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - создания связного текста ( устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
-ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью;
- приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит предмет «Литература».


Информация об учебнике

Литература под редакцией Ю.В. Лебедева в 2 ч (базовый и профильный уровни) ;
Просвещение,2010 г.

Перечень рекомендуемой литературы.
УМК
Лебедев Ю.В.. Русская литература XІX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. М. Просвещение 2003.
Иван Александрович Гончаров Критика
Журавлев В.П.. Русская литература XІX века. Вторая половина 10 класс: хрестоматия художественных произведений: в двух частях. М. Просвещение. 2001
Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф.Книги отражений. – М., 1979. – (Серия «Литературные памятники»).
Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. – М.; Л.1962/ - Т./ 4.
Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова. – М., 1998.
Мережковский Д.С.Гончаров. Избранные литературно-критические статьи. – М., 1991.

Литературоведение
Краснощекова Е.А. Роман И.А. Гончарова «Обломов».
Лощиц Ю.М. Гончаров. – М., 1977. – (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Александр Николаевич Островский
Критика
Григорьев А.А. После «Грозы» Островского. – М., 1986.
Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. – М.; Л., 1962, 1963. – Т. 5,6.
Писарев Д.И. Мотивы русской драмы // Писарев Д.И. Соч. в 4 т. – М., 1955. – Т. 2.
Литературоведение
Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. – М., 1986.
Лакшин В.Я. Островский. – М., 1986.
Лобанов М.П. Островский. – М., 1982 - (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Иван Сергеевич Тургенев Критика
Антонович М.А. Асмодей нашего времени. – М. 1961.
Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? – М. 1963.
Писарев Д.И. Базаров. – М. 1955.
Страхов Н.Н. И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Литературная критика. – М. 1984.
Литературоведение
Батюто А.И. Тургенев-романист. – Л., 1972.
Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог. - Л., 1987.
Лебедев. Ю.В. Тургенев. – М. 1990. – (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Пустовойт.П.Г. роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: комментарий. – М. 1991.

Николай Семенович Лесков Литературоведение
Лесков А. Жизнь Николая Лескова. – М. 1984.
Николай Алексеевич Некрасов Критика
Григорьев А.А.Стихотворения Н. Некрасова. Литературная критика. – М., 1967.
Дружинин А.В. Стихотворения Н. Некрасова. Литературная критика. – М., 1983.
Литературоведение
Груздев А.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М.; Л., 1966.
Розанова Л.А. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: комментарий. – Л., 1970.

Федор Иванович Тютчев Критика
Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты. Избранные статьи. – М., 1982.
Литературоведение
Кожинов В.В. Тютчев. – М. 1988. – (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Афанасий Афанасьевич Фет Критика
Дружинин А.В. Стихотворения А.А. Фета. – М. 1988.
Литературоведение
Скатов. Н.Н. Некрасов и Фет. – Л., 1973.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Критика
М.Е. Щедрин в русской критике. – М. 1959.
Литературоведение
Бушмин А.С. Художественный мир Салтыков-Щедрина. – Л., 1987.
Федор Михайлович Достоевский Критика
Белинский В.Г. Петербургский сборник, изданный Некрасовым. Собр. соч.: В 9 т. – М. 1982. – Т.8.
Писарев Д.И. Борьба за жизнь. Соч.: В 4 т. – М. 1956. – Т. 4.
Литературоведение
Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: комментарий. – М., 1985.
Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. – М. 1976.
Лев Николаевич Толстой
Критика
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. – Л. 1989.
Литературоведение
Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – М. 1978.
Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире» – Л. 1977.
А.К. Толстой
Стихотворения «Средь шумного бала, случайно», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Когда природа вся трепещет и сияет», «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Государь ты наш, батюшка».
Антон Павлович Чехов
Литературоведение
Бердников. Чехов. – М. 1978. – (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. – Л., 1981.
Паперный З.С. Вопреки всем правилам: Пьесы и водевили А.П. Чехова. – М. 1982.

Дополнительная литература для учителя:
История всемирной литературы (в 9 томах). – М.: Наука, 1991.
Комина Р.В. Над страницами русской классики: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Учебное пособие. – М.: Высшая школа,1989
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.
Прокофьев Н.И. Древняя русская литература: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1980
Приходько В.А. Постижение лирики: очерки. – М.: Детская литература, 1988
Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец 1 половины 19 века. – М.: Просвещение, 1990.
Скатов Н.Н. Далекое и близкое: литературно-критические очерки. – М.: Современник, 1981.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение,1985.
Дополнительная литература для учащихся:
Зарубежные писатели. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1997.
Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.И.Тимофеева. – М.: Просвещение, 2010.
Литература. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
Родин И.О., Пименова Т.М.. Справочник школьника. Литература. – М.: АСТ Астрель, 2005.
Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 2010.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. Под ред. Новикова В.И. – М.: Педагогика, 2010.
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Под ред. М.Аксенова. – М.: Аванта+, 2010.
Энциклопедия литературных героев. – М.: Авграф, 2010.
Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины 18 – начала 19 века. – М.: Книжная палата, 2010.
Художественная литература из библиотечного фонда.
Мультимедийные пособия.
Литература. Библиотека электронных наглядных пособий./
CD-ROM/ООО «Дрофа», 2004.
15

Приложенные файлы

  • doc 87380293
    Размер файла: 160 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий