“Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия” (1627) Антонис Ван Дейк – “Портрет “Портрет генерал-адмирала князя М.М. Голицына” (1750-е гг Ф.С. Рокотов – “Портрет А.И 1765 г.), “Портрет Н.Е. Струйской” (1772) Д.Г. Левицкий – “Портрет Д. Дидро” (1773/74)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.


1. ЦЕЛЬ
ОСВОЕН
ИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


П
рограмма дисциплины «
Эстетический предмет в искусстве
» предназначена для ст
у-
дентов, обучающихся по направлению
44.03.01 «Педагогическое образование
»

профиль по
д-
готовки «Муз
ы
ка»
.


Целями

учебного курса являются:

1.

профессионал
ьная подготовка педагога в области музыкального образов
а
ния;

2.

осмысление проблемы формирования эстетической культуры;

3.

развитие культурно
-
исторической эрудиции;

4.

формировани
е

професси
о
нальных компетенций в области культурно
-
просветительской и художественно
-
тв
орческой деятельности;

5.

ориентирова
ние

в современном художественно
-
эстетическом пространс
т
ве;

6.

осуществл
ение

эстетически
х

исследовани
й

в художественно
-
педагогической и
соц
и
ально
-
культурной сфере.


Основны
е задачи
:

-

формирование целостного, системного подхо
да к изучению и пониманию пробл
е-
мы эстетического предмета в контексте истории искусства и художественного о
б-
разования;

-

овладение будущими педагогами
-
музыкантами научным и критическим матери
а-
лом в области современного художественно
-
эстетического зн
а
ния;

-

ф
ормирование эстетических и художественных идеалов;

-

приобретение необходимых навыков работы с научной и справочной литер
а
турой;

-

изучение произведений зарубежного и русского искусства в контексте совреме
н-
ных концепций в области эстетики и искусс
т
вознания.


2.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРЕ О
ПОП В
О


Программа составлена в соо
тветствии с требованиями ФГОС ВО
по направлению

44.03.01

«
Педагогическое образование
» для подготовки
квалифицированных
сп
е
циалистов,
развити
я

у них
научного мышления, творческих способностей
, инициативы и потребности
постоянного
стремления к
обновлени
ю

и
расширению круга изучаемых явлений филосо
ф-
ской, общегуманитарной и социокультурной направленн
о
сти.

Дисциплина
принадлежит
к Блоку 1 вариативной части программы
.

Учебный курс опирается на изуч
ение таких дисциплин ОПОП, как «Философия»,
«История музыкального искусства».


3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧА
ЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ

В РЕЗУЛЬТАТЕ О
С
ВО-
ЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе освоения
данного учебного курса

у студента формируются следующие
компете
н
ции:

1)

Общекультурны
е компетенции
:

-

способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для
фо
р
мирования научного мировоззрения (ОК
-
1).

2)

Общеп
рофессиональные

компетенции:

-


способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных,
возрастны
х, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе ос
о-
бых образ
о
вательных потребностей обучающихся (ОПК
-
2).

3)

Профессиональные компетенции:

-

способность выявлять и формировать культурные потребности различных соц
и-
альных групп (ПК
-
13).

В результате
освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать сл
е-
дующие р
е
зультаты:

1)

Знать
:

-

социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том
числе особы
е

образовательные потребности обучающихся (ОПК
-
2),

2)

Уметь:

-

использовать основы фило
софских и социогуманитарных знаний для формир
о-
вания н
а
учного мировоззрения (ОК
-
1),

-

осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возра
с
т-
ных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых об-
разовательных п
о
требностей
обучающихся (ОПК
-
2
);

3)

Владеть:

-

основами философских и социогуманитарных знаний для формирования научн
о-
го мир
о
воззрения (ОК
-
1),

-

способность
ю

выявлять и формировать культурные потребности различных с
о-
циальных групп (ПК
-
13).



















4. СТРУКТУРА И СО
ДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины «
Эстетический предмет в искусстве
» составляет
3

зачетных единиц
ы

(
108

час
а
).



п/п

Раздел (тема)

дисци
п
лины

С
е
местр

Неделя семес
т
ра

Виды учебной работы, вкл
ю-
чая самостоятельную работу
студентов и трудоем
кость (в
ч
а
сах)

Объем
учебной
работы, с
применен
и-
ем интера
к-
тивных м
е-
тодов (в
ч
а
сах / %)

Формы тек
у
щего
контроля усп
е-
ваемости
(по
неделям семес
т-
ра),
форма пр
о-
межуточной а
т-
тестации
(по
семес
т
рам)

Лекции

Практические зан
.

Лабораторные зан.

Контрольные р
а
боты
,
реферат

СРС

КП,
Курсовая раб
о
та

1.


Тема 1. Эстетика как наука
.

Предмет и задачи эст
е
тики.
Смысловое поле эстетики.
Основные функции эстет
и-
ки.

иску
с
ства.

Тема 2. Становление эстет
и-
ческой науки.

Процесс становления науки.
Античные эстетические тр
а-
диции. Понимание искус-
с
т
ва в средние века.

Тема 3. Основные эстетич
е-
ские катег
о
рии.

Содержание и смысл эст
е-
тич
е
ского. Эстетический
опыт.


IX


4

4



28


2/25%




Итого

за
IX

с
е
местр:



4

4


+

28


2
/
25
%

Зачет с оценкой

2

Тема 4. Искусство


эстет
и-
ческий

фен
о
мен.

Тема 5. Эстетический пре
д-
мет.

Проблемы эстетического
предмета в контексте иску
с-
ство знания и художестве
н-
ного о
б
разования.

Тема 6. Эстетический пре
д-
мет в муз
ы
ке

Проблема эстетического
пре
д
мета в музыкальном
иску
с
стве.

Тема 7. Эстетический пре
д-
ме
т в процессе учебной,
художес
т
венно
-
творческой
и просветительской практ
и-
ки ст
у
дентов.

X


4

4


Реф.

Конт
р.

37


2/25%




Итого

за
X

с
е
местр:



4

4


+

37


2
/
25
%

Экзамен

(27ч.)


ИТОГО



8

8


+

65


4
/
25
%

Экзамен (27

ч.)

Зачет с оценкой




5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Курс оснащен всеми необходимыми
учебно
-
методическими материалами.

В целях

ре
а-
лизации компетентного подхода в учебном процессе предусматривается широкое использ
о-
вание активных и интеракт
ивных форм проведения занятий,
таких как
посещение, просл
у-
ш
ивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей спектаклей, выставок и концертов с посл
е-
дующими обсуждением, анализом и написанием рецензий,

художественно
-
творческие бес
е-
ды, изучение учебно
-
методической
,

научной
и публицистич
е
ской литературы
.

Удельный вес зан
ятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной
целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием ко
н-
кретных дисциплин, и в целом в учебно
м процессе они составляют 25

%
аудиторных зан
я-
тий
.


6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВ
А ДЛ
Я ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖ
УТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ П
О ИТОГАМ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
И УЧЕБНО
-
МЕТОДИЧЕСКО
Е

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯ
ТЕЛЬНОЙ Р
А
БОТЫ СТУДЕНТОВ



Промежуточная аттестация:


В конце
IX

семестра сдается

зачет с оценкой, в конце
X

семестра сда
ется
э
к
замен.

IX

семестр

Вопросы для контрольной

работы


1.

Смысловое поле эстетики.

2.

Основные функции эстетики искусства.

3.

Анализ произведения искусства.

4.

Процесс становления эстетической науки.

5.

Античные эстетически традиции.

6.

Основные эстетические категории.

7.

Ан
ализ произведения искусства.


Вопросы к
зачету с оценкой


1.

Проблема эстетического предмета в контексте современного философско
-
эстетического зн
а
ния.

2.

Основные категории современного эстетического знания.

3.

Эстетический предмет: теоретический и эмпирический век
т
о
ры.

4.

Эстетическое восприятие.

5.

Эстетический опыт.

6.

Эстетическое сознание.

7.

Эстетическая культура.

8.

Эстетическое воспитание.

9.

Эстетическая ценность.


Самостоятельная работа студента


В организации самостоятельной работы студентов можно использовать такие формы,

как чтение рекомендуемой литературы, конспектирование статей, подготовка сообщений,
докладов по предлагаемым темам, посещение кон
цертов, слушание музыкальных произвед
е-
ний
.

Самостоятельная работа направлена на сбор нового мат
ериала, на расширение муз
ы-
каль
ного опыта

студентов, более глубокое и качественное усвоение материала курса.

Вопросы

для самостоятельной работы


1.
Эстетика как философская наука
.

2.

Эстетика Средневековья.

3.

Эстетические идеи эпохи Возрождения.

4.

Классицизм в эстетике и искусстве.

5.

Русск
ая эстетическая мысль
XVII

века



X

семестр

Вопросы для ко
н
трольной

работы

1. Эстетический предмет в музыке.

2. Эстетический предмет в процессе учебной практики.

3. Эстетический предмет в процессе художественно
-
творческой практики.

4. Эстетический предмет
в процессе просветительской практики.

5. Анализ произведения искусства.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

1.

Искусство как эстетический феномен.

2.

Эстетический предмет в музыке.

3.

Эстетический предмет в изобразительном искусстве.

4.

Эстетический предмет в декоративно
-
прикладном

искусс
т
ве

5.

Эстетический предмет в архитектуре.

6.

Эстетический предмет в скульптуре.

7.

Эстетический предмет в театральном искусстве.

8.

Эстетический предмет в хореографии.

9.

Эстетический предмет в искусстве кино.

10.

Эстетический предмет в искусстве фотографии.

11.

Феномено
логия современного искусства.


Примерные темы рефератов


1.

Эстетика как философская наука

2.

Античная эстетика

3.

Эстетика Средневековья

4.

Эстетические идеи эпохи Возрождения

5.

Классицизм в эстетике и искусстве

6.

Русская эстетическая мысль
XVII

века

7.

Эстетика Просвещения

8.

Эстетика романтизма

9.

Немецкая классическая эстетика

10.

«Философия искусства» Ф. Шеллинга

11.

Западноевропейская эстетика
XIX

века

12.

Западноевропейская эстетика
XX

века

13.

Американская эстетика

14.

Русская эстетика
XIX

века

15.

Русская эстетика
XX

века


Самостоятельная работа
студента


В организации самостоятельной работы студентов можно использовать такие формы,
как чтение рекомендуемой литературы, конспектирование статей, подготовка сообщений,
докладов по предлагаемым темам, посещение кон
цертов, слушание музыкальных произвед
е-
ний
.

Самостоятельная работа направлена на сбор нового мат
ериала, на расширение муз
ы-
кального опыта

студентов, более глубокое и качественное усвоение материала курса.

Вопросы

для самостоятельной работы


1.

Эстетика Просвещения

2.

Эстетика романтизма.

3.

Западноевро
пейская эстетика
XX

века.

4.

Русская эстетика
XIX

века

5.

Русская эстетика
XX

века



Примерный список п
роизведе
ний

зарубежного искусства для анализа

Искусство Пе
р
вобытного и Древнего мира

Египет.

Пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина, (все


XXVIII

в. до н.э.).
Храмовые
комплексы Карнак
а

(
XV
-
XIII

вв. до н.э.) и Луксор
а

(
XV

в. до н.э.).

Искусство Античности.


Эгейская культура
.
Дворец в Кноссе (XVI в. до н.э.), “Львиные ворота” (XIV
-
XIII вв.
до н.э.), “маска Агаме
мнона” (II пол. XV в. до н.э.)
.

Древняя Греция
.

Гомеровский период
. Храм Геры в Олимпии (VII в. до н.э.), храм
Аполлона в Коринфе (ок. 550 г. до н.э.).
Греческая классика
. Архитектура. Афинский Акр
о-
поль. Скуль
птура. Дискобол (V в. до н.э.).

Древний Рим.

Бронзовая статуя Капитолийской волчицы (конец VI


н
а
чало V века до
н.э
.). Архитектура.
Колизей (I в.), Скульптура.
П
ортрет юноши (ок. 150 г.), портрет Марка
А
в
релия (конец II века). Живопись. Фаюмский портрет.

Средневековое искусство Западной Европы и В
и
зантии.

Архитектура.
М
а
в
золей Санта
-
Констанца в Р
име. Собор Святой Софии Премудрости в
Константинополе (532
-
537).

Романское искусство.

Франция


Нотр
-
Дам
-
ла
-
Гранд в Пуатье Германия


соборы
Вормсе, Наумбурге. Италия


архитектурный ансамбль в Пизе
.
Готическое искусство
. Соборы
Франции.

Литература. Поэзи
я вагантов.
Данте



“Божес
т
венная комедия”.

Музыка. Григорианское пение: 1)
Salutare
. 2)
Laudamus
.
Вольфрам фон Эшенбах.


Du

man

dem

Edelem
”.
Вальтер фон дер Фогельвейде.


Nir

hat

her

Gerhart

Atze
”. Школа Нотр
-
Дам.
Органум в стиле Леонина.
Пер
о
тин.

Органум
. Аноним мотет “Земляника свежая”.
Ars

nova
.
Ф. Ландино.


Piccolo

pr
i
mavera
”.
Г
.
де

Машо
.

баллада

“Je puis trop bien”,
виреле

“Je souspir”,
мотет

“Et non est qui adjuvet.

Искусство Возрождения.

Проторенессанс.

Архитектура. Собор в Сиене (XIII


XIV вв.)
, Миланский собор

а
чат в 1386 г.


завершен в XIX в.). Скульптура. Работы
Никола Пизано
,
Пьетро Кавалл
и-
ни
. Живопись.
Джотто ди Бондоне



капелла дель Арена в Падуе (1308
-
1310).

Ранний Ренессанс.

Архитектура.
Филиппе Брунеллески



церковь Сан Лоренцо во
Флоренции (1421
-
1428. Скульптура.
Донателло

(1386
-
1466)


“Давид”. Живопись.
Мазаччо



фреска “Троица” в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1426
-
1427);
С. Боттичелли



портрет Джулиано Медичи (ок. 1478 г.), “Весна” (1477
-
1478), “Рождение В
е
неры” (148
4
-
1486
)
.

Высокий Ренессанс.

Архитектура.
Рафаэль



вилла Мадама близ Рима и палаццо Па
н-
дольфини во Флоренции;
Микеланджело



церковь Сан
-
Лоренцо во Флоренции, пер
е
стройка
римского Капитолия, собор Святого Петра в Риме. Работы
Л. Да Винчи
. Живопись.
Л. Да
Винчи



“Мадонна в гроте” (1483
-
1494), “Мадонна Литта” (1490
-
1491), “Джоконда”

(1503
-
1506)
;
Рафаэль



“Сикстинская Мадонна” (1513
-
1
514)
;
Тициан



“Л
ю
бовь небесная и земная”
(1514), “Вознесение Богоматери” (Ассунта,
1516)

“Даная” (1545)
;
Мик
е
ланджело



росп
иси
Сикстинской капеллы

в Ватикане (1509
-
1512).
Скульптура.
Микелан
д
жело



“Давид” (1501),
“Мадонна с младенцем” (1524
-
1534).

Поздний Ренессанс.

Архитектура.
А. Палладио



вилла “Ротонда” (ок. 1567
-
1570 гг.).
Живопись.
П. Веронезе



“Триумф Венеры” (1580
-
1585;
Тинторетто



“Чудо святого Ма
р-
ка” (1548), “Тайная вечеря” (1566;
Эль Греко



“Погребение графа О
р
гаса” (1586
-
1588;
Ян ван
Эйк



“Святая Варвара” (1437);
П. Брейгель



“Падение ангела” (1562), “Триумф смерти”
(1562);
А. Дюрер



серия гравюр на дереве
“Апокалипсис” (1498), “Адам и Ева” (1504), “Чет
ы-
ре апостола” (1526);
Л. Кранах Старший



“Алтарь св. Екатерины” (1506), “Мария с младе
н-
цем” (ок. 1525
-
1530 гг.), “Юдифь с головой Олоферна” (ок. 1530 г.);
Г. Гол
ь
бейн Младший



“Мертвый Христос” (1521).

Лите
ратура. Творчество
Ф. Петрарки
,
Дж. Боккаччо
,
Ф. Рабле
,
У. Шекспира
,
Л. де
Вега
.

Музыка. Месса эпохи Возрождения.
Дж. Палестрина.

Kyrie

eleison
,
Agnus

Dei

из
“Мессы Папы Марчелло”.
Д. Данстейбл.

Мотет “
Veni

Sanctus

Spiritus
”. Светская музыка эп
о-
хи Возрожде
ния.
Ж. Депре.

“Тысяча сожалений”, “Облегчите мне”.
О. Лассо.


Bonjor
,
mon

coeur
”.
К. Жанекен.

“Пение птиц”.
Ч. де Роре.

Мадригал “Едва ра
с
ставшись”.

Искусство Нового времени.

Архитектура.
Дж. Бернини



колоннада площади Святого Петра в Риме (1657);
Ф.
Б
орромини



церковь Сан
-
Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1665
-
1667). Лувр (начат в 1456
г.), дворец Тюильри (1560);
Л. Лево
,
Ж. Ардуэн
-
Мансар



Версальский дворец. Скуль
п
тура.
Дж. Бернини



“Давид” (1623), “Экстаз святой Терезы” (1645
-
1652), фонтан Четырех

рек на
площади Навона в Риме (1648
-
1651);
П. Рубенс



“Воздвижение креста” (1609
-
1610), “Пох
и-
щение дочерей Левкиппа” (1617), “Сад любви” (ок. 1638);
Ф. Хальс



“Цыганка” (1620),
“Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия” (1627);
Антонис Ван
Дейк



“Портрет Карла I на охоте” (1632
-
1642), “Автопортрет” (1620);
Рембрандт Ван Рейн



“Авт
о-
портрет с Саскией” (1636), “Пир Валтасара” (1635
-
1636), “Д
аная” (1636, 1646
-
1647 гг.)
.
Д. В
е-
ласкес



“Портрет графа
-
герцога Оливареса” (1625),“Венера с зеркалом”

(1650),“Менины”
(1656). Италия.
Караваджо



“Лютнист” (1594), “Вакх” (1596
-
1597), “Положение во гроб”
(1601
-
1603), “Призв
а
ние апостола Матфея” (1598
-
1599). Франция.
Н. Пуссен



цикл “Времена
года” (1660
-
1664);
К. Лоррен



“Пейзаж с паст
у
хом” (1636).

Лите
ратура. Творчество
Н. Буало
,
П. Корнеля
,
Ж. Расина
,
Ж.Б. Мольера
. Басни
Ж.
Лафо
н
тена
.

Музыкальная культура эпохи барокко.
Оперная и вокальная музыка.

К. Монтеверди.

“Орфей”.
Г. Пёрселл.

“Дидона и Эней”.
А. Скарлатти.

Ария “Солнце Ганга”. Ария “О, пер
е-
стан
ь меня терзать”.
Инструментальная музыка барокко.

Органная музыка.

И. Пахельбель.

Хоральная прелюдия. Канон.
Д. Фрескобальди.

Канцона.
Клавирная музыка
.
Дж. Булл
: фант
а-
зия “Шуты”.
У. Бёрд.

“Возница насвистывает”, “Волынка”, “Флейта и бар
а
бан”.
Ф. Куперен.

“Жнецы”, “Маленькие ветряные мельницы, “Любимая”, “Тростники”, “Сборщицы винограда”.
Л. Дакен.

“Кукушка”.
Ж.Ф. Рамо.

“Призыв птиц, “Тамбурин”, “Крестьянка”.
Струнная, а
н-
самблевая и концертная музыка барокко
.
А. Корелли.

Concerto

grosso

№ 6;
La

Folia
.
Альби
н
о-
ни.

Адажио
g
-
moll
.
А. Вивальди.

Концерт для скрипки с оркестром
a
-
moll
; “Времена г
о
да”.

Искусство
XVIII

века.

Архитектура.
Ж.
-
А. Габлиель



Площадь Людовика XV в Париже (ныне


Площадь С
о-
гласия, 1753
-
1755), Малый Трианон (1762
-
1764).
Р. Адам



новый с
тиль в уьранстве интерь
е-
ров. Скульптура.
Ж.Б. Пигаль



“Меркурий” (1744);
Э.
-
М. Фальконе



“Милон крото
н
ский”
(1755), “Флора” (1756), “Грозящий Амур” (1757), “Медный всадник” (1765);
Ж.А. Гудон



“Дидро”, “Ру
с
со”, “Вольтер”, “Франклин”. Живопись.
Ж.
-
А. Ват
то



“Квартет” (ок. 1712),
“Праздник любви” (1717), “Общество в парке” (1718);
Ф. Буше



“Пейзаж с водяной мельн
и-
цей” (1743), “Туалет Вен
е
ры” (1751), “Тет
-
а
-
тет” (1764);
Ж.О. Фрагонар




Поцелуй украдкой”
(1780
-
е гг.).

Литература. Творчество
Вольтера
,
В. Г
ете
,
Ф. Шиллера
,
Д. Дефо
,
Дж. Свифта
,
Д.
Дидро
,
Ж.Ж. Руссо
.

Музыка.
Г.Ф. Гендель.

Оратория “Самсон”; “Музыка фейерверка”; “Музыка на воде”;
сюита № 7
g
-
moll
.
И.С. Бах.

Органная музыка
: токката и фуга d
-
moll, пассакалия c
-
moll.
Кл
а-
вирная музыка
: “Хорошо те
мперированный клавир”.
Вокально
-
инструментальное творчес
т
во
:
Месса h
-
moll, “Страсти по Матфею.
Й. Гайдн.

Симф
о
нии № 45
fis
-
moll
, № 101
D
-
dur
, № 103
Es
-
dur
, № 104
D
-
dur
.
В.А. Моцарт.

Оперы: “Свадьба Фигаро”, “Волшебная флейта”, “Дон Ж
у-
ан”. Симфонии № 40 g
-
m
oll
, № 41 C
-
dur
. “Маленькая ночная серенада”. “Реквием”.
Л. ван
Бетховен.

Симфонии № 5 c
-
moll, № 9 d
-
moll


D
-
dur
. Увертюры: “Кориолан”, “Эгмонт”. С
о-
наты для фортепи
а
но: № 8 c
-
moll, № 14 c
is
-
moll, № 23
f
-
moll
.

Искусство
XIX

века.

Романтизм.

Живопись.
Ф
. Гойя



“Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года” (1814
-
1815);
Т. Жерико



“Плот Медузы” (1818
-
1819), “Скачки в Эпсоме” (1821);
Э. Делакруа



“Л
а-
дья Данте” (1822), “Резня на Хиосе” (1822
-
1824), “Смерть Сарданапала” (1827), “Свобода, в
е-
дущая на баррикаду”
(1831);
Д.Г. Фюзели



“Ночной кошмар” (1790);
Д.М. Тернер



“Невол
ь-
ничий характер” (1840);
К.Д. Фридрих



“Двое, созерцающие луну” (1819
-
1820), “Утро в г
о-
рах” (1830);
Ж.
-
О.
-
Д. Энгр



“Юпитер и Фетида” (1811), “Одалиска” (1814), “Источник”
(1856);
К. Коро



“Утро в Венеции” (ок. 1834 г.), “Порыв ветра” (ок. 1865
-
1870 гг.);
Ш. Доб
и-
ньи



“Запруда в долине Оптево” (1855). Литература. Творчество
Э.Т.А. Гофмана
,
Дж. Ба
й-
рона
,
В. Скотта
,
В. Гюго
,
Ж. Санд
.

Реализм.
Живопись.
О. Домье



“Любитель эстампов” (между 18
57
-
1960 гг.), “Пра
ч
ка”
(ок. 1868
-
1870 гг.), “Дон Кихот” (1868);
Ж.Ф. Милле



“Собирательницы колосьев” (1857),
“Анжелюс” (1859
-
1860);
Г. Курбе



“Похороны в Орнане” (1849). Литература. Творчество
Стендаля
,
О. Бальзака
,
Г. Флобера
,
Ч. Диккенса
,
Э. Золя
,
Т.
Драйзера
. “Социал
ь
ные” пьесы
Г. Ибсена
,
А. Стрин
д
берга
.

Музыка.
Ф. Шуберт.

Симфония h
-
moll “Неоконченная”. Вокальные циклы: “Прекра
с-
ная мельничиха”, “Лебединая песнь”.
К.М. Вебер.

Опера “Вольный стрелок”.
Ф. Ме
н
дельсон.

Концерт для скрипки с оркестром e
-
moll. Музыка к комедии У. Шекспира “Сон в летнюю
ночь”.
Р. Шуман.

“Карнавал”.
Г. Берлиоз.

“Фантастическая симфония”.
Дж. Россини.

“С
е-
вильский цирюльник”.
Н. Паганини.

Концерт для скрипки с оркестром h
-
moll.
Ф. Шопен.

М
а-
зу
рки. Этюды. Вальсы. Прелюдии.
Ф. Лист.

Венгерские рапс
о
дии №№ 6, 14, 15. “Фонтаны
виллы д´ Эсте”.
И. Брамс.

Симфония № 4 e
-
moll.
И. Штраус.

Оперетта “Летучая мышь”.
Вальсы: “Голубой Дунай”, “Сказки Венского леса”.
Р. Вагнер.

Опера “Лоэнгрин”.
К. Сен
-
Санс.

“Карнавал животных”.
Ш. Гуно.

Опера “Фауст”.
Ж. Бизе.

Опера “Кармен”.
Дж. Верди.

Оперы: “Риголетто”, “Травиата”, “Аида”, “Отелло”.
Р. Леонкавалло.

Опера “Паяцы”.
Дж.
Пуччини.

Оперы: “Богема”, “Тоска”, “Чио
-
Чио
-
сан”.
Б. Сметана.

Симфонический цикл “Моя
Роди
на”.
А. Дворжак.

Симфония “Из Нового света” e
-
moll.
Э. Григ.

“Пер Гюнт”.

Искусство
II

половины
XIX



начала
XX

вв.

Импрессионизм
. Живопись.
Э. Мане



“Завтрак на траве” (1863), “Олимпия”
(1863),“Флейтист” (1866);
К. Моне



“Бульвар Капуцинок в Париже (1
873);
О. Ренуар



“Портрет актрисы Жанны самарии” (1877);
Э. Дега



“Абсент” (1876), “Голубые танцовщ
и
цы”
(1879);
К. Писсарро



“Бульвар Монмартр в Париже (1897);
А. Сислей



“Мороз в Л
у
весьенне
(1873). Скульптура.
О. Роден



“Бронзовый век” (1875
-
1876), “
Мыслитель” (1879
-
1900), “Вр
а-
та ада” (1880
-
1917).

Постимпрессионизм
. Живопись.
П. Сезанн



“Автопортрет” (1880), “Персики и гр
у-
ши” (1888
-
1890), “Большие купальщицы” (1898
-
1905);
П. Гоген



“А ты ревн
у
ешь?” (1892),
“Женщины на берегу моря” (1899);
В. ван Гог



“Человек с хворостом” (1885), “Подсолнечн
и-
ки” (1888), “Красные виноградн
и
ки в Арле” (1888).

Музыка.
К. Дебюсси.

24 прелюдии.
М. Равель.

Симфоническое творчество: “Испа
н
ская
рапсодия”, “Б
о
леро”.

Символизм
. Архитектура. Работы
А. Гауди
. Живопись. Группа
“Наби”. Работы
А.
Бё
к
лина
. Творчество
Д.Г. Россети
,
У. Морриса
. Литература. Творчество
П. Верлена
,
Лотре-
ам
о
на
,
С. Малларме
,
С. Георге
,
А. Рембо
,
Ш. Бодлера
,
Р.М. Рильке
,
А Стрин
д
берга
.

Модерн
. Архитектура. Творчество
А. Гауди
,
Ч.Р. Макинтоша
,
А. ван де Ве
льде
. Ж
и-
вопись. Творчество
О. Бердсли
,
М. Клингера
,
О. Редона
,
А. Тулуз
-
Лотрека
,
П. Бонн
а
ра
.

Искусство XX века.

Архитектура. Работы
Ф.Л. Райта
.
Ле Корбюзье



“Лучезарный дом” в Марселе (1947
-
1952). Скульптура.
А. Майоль



“Средиземное море” (ок. 1901 г.)
, памятник П. Сезанну (1912
-
1925);
Э.А. Бурдель



“Стреляющий Геракл” (1909), “Победа” (1918);
К. Бранкузи



“Птица в
пространстве (1928). Работы
Г. Мура

и
Б. Хэпуорт
. Живопись.
А. Матисс



“По
д
солнечники
в вазе” (1898), “Игра в шары (1909), “Танец” (1910)
, “Музыка” (1910);
В. Кандинский



“Ко
м-
позиция № 6” (1913);
П. Пикассо



“Девочка на шаре” (1905), “Авиньонские девицы” (1907),
“Герника” (1937). Работы
Э. Нольде
,
Г. Гросса
,
М. Бермана
. Литература. Творчество
Ф. Ка
ф-
ки
,
Ф. Верфеля
,
Г. Тракля
. Н
е
оклассицист
ские тенденции в творчестве
Г. Гессе
. Сюрреализм
в творчестве
А. Бретона
,
П. Элюара
. Творчество
Т.

и
Г. Маннов
,
К. Ч
а
пека
,
У. Фолкнера
,
Ж.
-
П. Сартра
,
А. Камю
,
М. Пруста
,
Э. Х
е
мингуэя
,
Э.М. Ремарка
,
Б. Брехта
.

Музыка.
Р. Штраус.

Симфоническая поэма “Дон Жу
ан”. Опера “Саломея”.
Г. Малер.

Симфония № 1.
А. Шёнберг.

“Лунный Пьеро”.
К. Орф.

“Кармина Бурана”.
И. Кальман.

“Ф
и-
алка Монмартра”.
О. Респиги.

Симфоническая поэма “Фонтаны Рима”.
Дж. Гершвин.

“Рапс
о-
дия в стиле блюз”. Опера “Порги и Бесс”.
Ф. Пуленк.

“Чело
веческий голос”.
А. Онеггер.


Pasi-
fic



231”.
Б. Бриттен.

“Военный р
е
квием”.

Искусство Западной Европы и Америки
II

половины
XX

в
е
ка.

Архитектура. Творчество
Ч. Дженкса
,
Ч. Мура
,
Р. Вентури
. Живопись. Творчество
Дж. Полока
,
В. де Кунинга,

Р. Раушенберга
,
Дж. Джонса
,
Э. Уорхолла
,
И. Кляйна
,
А. Фе
р-
нандеса
. Литература. Творчество
А. Роб
-
Грийе
,
Н. Саррот
, поэзия
Х.Л. Борх
е
са
,
У. Эко
.

Музыка.
О. Мессиан
.
П. Булез
.
Ч
.
Айвз
.
Ф
.
Гласс
.

Opening.
Л. Бернстайн.

“Вест-
сай
д
ская история”.
Э.Л. Уэббер.

“Иисус Христос


суперзвезда”, “Призрак оп
е
ры”.

Примерный список произведений

ру
с
ского искусства для анализа

Искусство Древней Руси.

Прикладное искусство скифов.

Собор Святой Софии в Киеве (1037). Успенский собор во Владимире (1158
-
1160), це
р-
ковь Покрова Богородицы на

Нерли (1165), Дмитриевский собор во Владимире (1194
-
1197),
Княжеский замок в Боголюбове (1158
-
1165).

Живопись. Мозаики собора Святой Софии в Киеве. Икона “Богоматерь Владимирская”.
Новгородская иконопись. Творчество
Ф. Грека
,
А. Рублева
,
Д. Черного
,
Дион
и
сия
.

Музыка. Стихиры Ивана Грозного.
Федор Крестьянин.


Искусство
XVII
-
XVIII

веков.

Архитектура. Ростовский кремль (1670
-
1691), церковь Воскресения (1670) и церковь
И
о
анна Богослова (1683) в Ростове Великом: их фрески. Спасо
-
Преображенский монастырь в
Яр
о
славле (XVII), церковь Рождества Христова (1644)
.


Иконописная школа Ипатьевского монастыря в Костроме.

Музыка.
Кант “На взятие Дербента”.
Н. Дилецкий.

“Воскр
е
сенский канон”.

Архитектура. Москва: здание Арсенала (начато в 1702 г.), Лефортовский (Петров
ский)
дворец (1697
-
1699), церковь архангела Гавриила (Меньшикова башня, 1701
-
1707);
Д.В. Ухто
м-
ский



колокольня Троице
-
Сергиевой лавры (Сергиев Посад, 1741
-
1770); Красные ворота (1753
-
1757). П
е
тербург:
Д. Трезини



Петропавловский собор (1712
-
1733), Петров
ские ворота (1717
-
1718) Петропавловской креп
о
сти;
М.Г. Земцов



Аничков дворец на Фонтанке (начат в 1741 г.);
Кунсткамера (1718
-
1734); Летний дворец (дом Петра I на берегах Невы и Фонтанки, 1710
-
1714);
Ф.
-
Б. Растрелли



Большой дворец в Петергофе (1745
-
175
5), Зимний дворец (1754
-
1762). Ж
и-
вопись. Творчество
И.И. Никитина
,
А. Матвеева
,
И.Я. Вишнякова
. Иконостас Петропавло
в-
ского собора работы И.П. З
а
рудного. Гравюра. Работы
А. Ф. Зубова
.

Скульптура.
Ф.
-
Б. Растрелли



бронзовый бюст Петра I (1723), монумент Пе
т
ру I (1720
-
1724).

Музыка.
Д.С. Бортнянский.

Партесные концерты № 24. Херувимская № 7.
Е.И. Фомин.

Увертюра и хор из оперы “Ямщики на подставе”.
М.С. Березовский.

Концерт “Не отвержи мене
во время старости”.
И.Е. Хандошкин.

Вариации на тему русской песни
“То теряю, что лю
б
лю”.

Искусство русского классицизма.

Живопись.
А.П. Лосенко



“Владимир и Рогнеда” (1770), “Прощание Гектора с Андр
о-
махой (1773);
И.И. Фирсов



“Юный живописец” (II пол. 1760
-
х гг.);
М. Шибанов



“Крестья
н-
ский обед” (1774),
С.Ф. Щедрин



“Вид на гатчинский дворец с Длинного острова” (1796);
А.П.
Антропов



“Портрет А.М. Измайловой” (1759), “Портрет Петра III” (1762);
И.П. Аргунов



“Портрет генерал
-
адмирала князя М.М. Голицына” (1750
-
е гг;
Ф.С. Р
о
котов



“Портрет А.И.
Воронцова (ок. 1765

г.), “Портрет Н.Е. Струйской” (1772);
Д.Г. Левицкий



“Портрет Д. Дидро”
(1773/74), “Портрет Екатерины II


законодательницы” (1783).
В.Л. Бор
о
виковский



портреты
Е.А. Нарышкиной (1799), сестер А.Г. и В.Г. Гагариных (1802). Архите
к
тура.
Петербург
:
А.Ф.
К
окоринов



Академия художеств (1764
-
1771);
А. Ринальди



К
и
тайский дворец (1762
-
1768),
Гатчинский дворец (1766
-
1781);
И.Е. Старов



Троицкий собор Александро
-
Невской лавры
(1778
-
1790), Таврический дворец (1783
-
1789);
Дж. Кваренги



Э
р
митажный театр (1783
-
1
787),
Смольный институт (1806
-
1808);
Н.А. Львов



Главный почтамт (1782
-
1789);
Ч. Камерон



Дворец в Павловске (1782
-
1786).
Москва
:
В.И. Баженов



проект Кремлевского дворца (1767
-
1773), дом П.Е. Пашкова (1784
-
1786);
М.Ф. Казаков



Сенат (1776
-
1787), Моско
вский униве
р-
ситет (1786
-
1793).

Скульптура.
Э.
-
М. Фальконе



“Памятник Петру I” на Сенатской площади в Петербурге;
Ф.И. Шубин



“Бюст Павла I” (мрамор


1800, бронза


1798), статуя “Екатерина II


законод
а-
тельницы” (мрамор


1789
-
1790);
М.И. Козловский



“Поликрат” (гипс, бронза


1790), “Са
м-
сон, разрывающий пасть льва” (бронза


1801
-
1802);
И.П. Мартос



Памятник Минину и П
о-
жарскому в М
о
скве (начат в 1804 г.).

Искусство
I

половины
XIX

века.

Архитектура.
А.Н. Воронихин



Казанский собор (1801
-
1811);
А.Д.

Захаров



Адмира
л-
тейство (1806
-
1823);
К.И. Росси



ансамбль Дворцовой площади (1819
-
1829), ансамбль Миха
й-
ловского дворца (1819
-
1825), ансамбль Александрийского театра (1828
-
1839), здания Сената и
Синода в П
е
тербурге (1829
-
1834).

Живопись.
О.А. Кипренский



портреты Е.П. Ростопчиной (1809), В.А. Жуковского
(1816), А.С. Пушкина (1827);
В.А. Тропинин



“Портрет А.С. Пушкина” (1827), “Кружевница”
(1823), “Жатва” (1810
-
е гг.);
К.П. Брюллов



“Всадница” (1832), “Последний день Помпеи”
(1830
-
1833),“Итальянский п
олдень” (1827), “Бахчисарайский фонтан” (1838
-
1849);
С.Ф. Ще
д-
рин



“На веранде” (1829), “Веранда, обвитая виноградом” (1828);
М.Н. Воробьев



“Вид Мо
с-
ковского Кремля со стороны Каменного моста” (1818), “Осенняя ночь в Петербурге” (1835);
М.И. Лебедев



“Ви
д в окрестн
о
стях Ладожского озера” (“Лесной пейзаж с рекою”, 1833);
А.Г.
Венецианов



портрет М.А. Фонвизина (1812), “На пашне. Весна” (I пол. 1820
-
х гг.), “На жатве.
Лето” (сер. 1820
-
х гг.);
П.А. Ф
е
дотов



“Свежий кавалер” (1846), “Сватовство майора” (184
8
)
;
А.А. Иванов



“Явление Христа народу (Явление Ме
с
сии)” (1837
-
1857).

Музыка.
Романсы
А.Е. Варламов
а, А.А. Алябьева,

А.Л. Гурилев
а.

М.И. Глинка.

Оперы:
“Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила”. Симфонические произведения: “Камаринская”, “Вальс
-
фантазия”, “Араг
онская хота”. Романсы.
А.С. Даргомыжский.

Опера “Русалка”. Рома
н
сы.

Искусство
II

половины
XIX

века.

Архитектура. Работы
В.А. Гартмана

и
И.П. Ропета
.

Живопись.
В.Г. Перов



“Тройка” (1866), портреты А.Н. Островского (1871), Ф.М. До-
с
тоевского (1872);
И.Н.

Крамской



“Христос в пустыне” (1872), “Автопортрет” (1867), “Пор
т-
рет И.И. Шишкина (1873);
Н.Н. Ге



“Тайная вечеря” (1863), “Голгофа” (1892), портреты А.И.
Герцена (18670, Л.Н. Толстого (1884);
И.Е. Репин



“Бурлаки на Волге” (1870
-
1873), “Не жд
а-
ли” (188
4), портреты М.П. Мусоргского, Хирурга Н.И. Пирогова (оба 1881);
В.В. Верещ
а
гин



“Апофеоз войны” (1871);
В.И. Суриков



“Утро стрелецкой казни” (1881), “Боярыня М
о
розова”
(1887);
В.М. Васнецов



“Богатыри” (1898);
А.К. Саврасов



“Грачи прилетели” (1871);

И.И.
Шишкин



“Рожь” (1878),“Сосны, освещенные солнцем” (1886);
А.И. Куинджи



“Бер
е
зовая
роща” (1879), “Ночь над Днепром” (1880);
В.Д. Поленов



“Московский дворик” (1878);
И.И.
Левитан



“Березовая роща” (1889), “У омута” (1892), “Владимирка” (1892), “З
олотая осень”
(1895). Скульптура.
М.М. Антокольский



статуя “Иван Грозный (гипс, 1870), “Смерть Сокр
а-
та” (мрамор, 1876).

Музыка.
А.Г. Рубинштейн.

Опера “Демон”.
М.А. Балакирев.

Увертюра на три русские
песни. Восточная фантазия “Исламей”. Романсы.
А.П. Бор
один.

Опера “Князь Игорь”. Симф
о-
ния № 2, h-moll. Романсы.
М.П. Мусоргский.

Оперы: “Борис Годунов”, “Хованщина. Симфон
и-
ческая фантазия “Ночь на Лысой горе”. Фортепианный цикл “Картинки с выставки”. Вокальный
цикл “Песни и пляски смерти”.
Н.А. Римский
-
Корсак
ов.

Оперы: “Снегурочка”, “Царская неве-
с
та”, “Садко”. Симфоническая сюита “Шехеразада”. Романсы.

П.И. Чайковский.

Оперы: “Евг
е-
ний Онегин”; “Пиковая дама”; Балеты: “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”.
Романсы
.

Искусство конца
XIX



начала
XX

века.


Архитектура.
Ф.О. Шехтель



особняк Рябушинского (1900
-
1902), здание Северного
(Яр
о
славского) вокзала (1903
-
1904). Петербургские работы
Ф.И Лидваля

и
А.И. Гогена
.

Живопись.
А.П. Рябушкин



“Московская улица XVII в.” (1896), “Чаепитие” (1903);
С.В.

Иванов



“Приезд иностранцев в Москву XVII столетия” (1901), “Царь” (1902);
К.А. Коровин



“За чайным столом” (1888), “Зимой” (1894);
М.В. Нестеров



“Святая Русь” (1901
-
1905), “Душа
народа” (“На Руси”, 1907
-
1916);
М.А. Врубель



“Демон (сидящий)” (1890),

“Демон поверже
н-
ный ” (1891), “Царевна
-
лебедь” (1900);
В.А. Серов



“Девочка с пер
сиками” (1887), “Петр I”
(1907).


Скульптура.
П. Трубецкой



“портреты И.И. Левитана, Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина;
А.С. Голубкина



“Железный” (1897), “Идущий” (1903);
С.Т.
Коненков



“Заснувший мальчик”
(1910), “Юноша” (1911).

Музыка.
Н.К. Метнер.

Романсы на стихи А.С. Пушкина.

А.Н. Скрябин.

Симфон
и
ческие
произведения: “Поэма экстаза”, “Божественная поэма”. Фортепианные прелюдии ор. 11, 22.

С.В. Рахманинов.

Рапсодия на тему

Паганини. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Р
о-
мансы.


План феноменологического мет
о
да анализа

1.

Процессуально
-
временная «очевидность», чувственно
-
непосредственная вовлече
н-
ность в процесс конституирования музыкально
-
эстетического предмета.

2.

Аналитичес
кая рефлексия субъективно
-
чувственного восприятия звукового облика и
неак
у
стических факторов музыкального произведения.

3.

Переживание музыкально
-
эстетического эстезиса как слияния чувственно
-
эмоциональных и духовно
-
эйдетических факторов музыкального феномена
.

4.

Духовное сотворчество, полилог с композитором и исполнителем как одно из ин-
те
р
субъе
к
тивных оснований музыкально
-
эстетического предмета.

5.

Осознание музыкальной красоты в духовно
-
личностном трансцендентном пережив
а-
нии эйд
е
тической сущности музыкального прои
зведения, индивидуально
-
личностном
измерении.

7. УЧЕБНО
-
МЕТОДИЧЕСК
ОЕ И

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСП
ЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


а) основная литература:

8.

Высоцкая Л.Н
. Эстетический предмет в искусстве и художественном образ
овании:
учебное пособие.


Владимир: Владимирский г
осударственный университет имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Ст
о
летовых (ВлГУ), 2012.

9.

Гуревич

П.С.

Эстетика:

Учебник.



М.:


ЮНИТИ
-
ДАНА, 2012.

10.

Логинова М.В.

Основы философии искусства: Учебное пособие / М.В. Логинова.


М.: НИЦ И
Н
ФРА
-
М, 2013.


11.

Толстикова И.И.

Мировая культура и искусство: Учебное пособие / Науч. ред. А.П.
Садохин.


М.: Альфа
-
М: НИЦ ИНФРА
-
М, 2014.

12.

Холопова В
.Н.
Музыка как вид искусства: у
чебное пособие для вузов искусства и
культуры / В.Н. Холопова; Московская государственная консерватория имени П.И.
Чайковского.


Изд. 4
-
е, испр.


Санкт
-
Петербург: Лань: Планета м
у
зыки, 2014.

б) дополнительная литература:

13.

Бычков В.В.
. Эстетика: учебник д
ля гуманитарных направлений и спец
и-
альностей вузов России / В.В. Бычков.


Москва: Фонд «Мир»: Академич
е-
ский Проект, 2011.

14.

Воронина Н.И.

Личность и время: метафизика музыки [Электронный р
е-
сурс] / Н. И. Воронина.


Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2010.


260 с.


ISBN 978
-
5
-
7493
-
1523
-
3

15.

Дорогова Л.Н.

Художественная деятельность в пространстве культуры о
б-
щества: Монография / Л.Н. Дорог
о
ва.



М.: НИЦ ИНФРА
-
М, 2014.


16.

Зенкин К
.В. Музыка


Эйдос


Время. А. Ф. Лосев и горизонты совреме
н-
ной науки о музыке: [научн
ое издание] / К. В. Зенкин; Московская госуда
р-
ственная консерватория имени П. И. Чайковского.


Москва : Памятники
исторической мы
с
ли, 2015.

17.

Кошман Л.В. История русской культуры IX


начала XXI века: Учебное п
о-
собие / Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева и др.; Под
ред. Л.В. Кошман.


5
-
e изд.,
доп. и перераб.


М.: НИЦ ИНФРА
-
М, 2014.


432 с.: 60x90 1/16.


(ВО: Б
а-
калавр.).
(
п
)ISBN 978
-
5
-
16
-
006060
-
6.

18.

Куренкова Р.А
. Этюды к феноменологической эстетике музыки: моногр
а-
фия / Р.А. Куренкова; Владимирский государственный
университет имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ).


Владимир: Владимирский гос
у
дарственный университет имени Александра
Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), 2015.

19.

Логинова М.В.

Основы философии искусства
: Учебное пособие / М.В. Л
о-
гинова.


М.: НИЦ И
Н
ФРА
-
М, 2013.

20.

Маньковская

Н.Б.,

Бычков

В.В.

Современное

искусство

как

феномен

техн
о-
генной

ц
и
вилизации:

Учебное

пособие.



М.:

ВГИК,

2011.

21.

Сиднева Т.Б.

Содержание и форма в искусстве: Учебное пособие.


Н. Но
в-
го
род: Изд
-
во ННГК им. М.И. Глинки.


2012.

22.

Синявина Н.В.

История русской культуры: Учебное пособие / Синявина
Н.В.


М.: НИЦ И
Н
ФРА
-
М, 2016.

в)
периодические издания:


1.
Критико
-
публицистический ж
урнал

«Музыкальная жизнь».


2. Научно
-
популярный

журнал «Народное творчество».


3. Литературно
-
художественный журнал «Современная драматургия»


4. Научно
-
методический журнал «Искусство в школе».


5. Литературно
-
художественный журнал «Театральная жизнь».


6. Научно
-
теоретический, крит
ико
-
публицистический журнал «Музыкальная академия».

г
) программное обеспечение и Интернет
-
ресурсы
:


1.

http
://
lib
4
all
.
ru
/

2.

http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/

3.

http://www.adme.ru/tvorchestvo
-
muzyka

4.

http
://
www
.
belcanto
.
ru

5.

http://www.
classic
-
music
.
ru

6.

http://www.
create
-
daydream
.
narod
.
ru

7.

http://www.greatecomposers.ru

8.

http://www.music
-
dic.ru

9.

http
://
www
.
prosv
.
ru

10.

http://ped
-
kopilka.ru

11.

http://uchkopilka.ru/muzyka/tekhnologii
-
-
formy
-
raboty


8.
МАТЕРИАЛЬНО
-
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСП
Е
ЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Занятия
по дисциплине «Эстетический предмет в искусстве» проводятся на базе И
н-
ститута искусств и художественного образования ВлГУ им. А.Н. и Н.Г. Столетовых в уче
б-
ных аудиториях с музыкальными инструментами


рояль (фортепиано), в аудиториях, осн
а-
щенных современны
ми аппаратными и программными средствами обучения такими как
компьютеры, видеопроектор, телевизор, видеомагнит
о
фон, DVD
-
плейер, МР3
-
плейер.

В занятиях используются аудио
-

и видеозаписи исполнений музыкальных произвед
е-
ний, спектаклей, фильмов, концертов.


































Приложенные файлы

  • pdf 87417271
    Размер файла: 989 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий