Печорин в системе мужских образов романа. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе следующих документов:
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 10-е издание, переработанное и дополненное. Москва, «Просвещение», 2008.
Государственного стандарта общего образования.
Федерального компонента образовательного стандарта по литературе.
Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу, календарно-тематическое планирование.
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования : в 5-9 классах по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУНов, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения курса представлены 2 категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развития личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составлять план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Виды контроля:
Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица),выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторина, игра;
Итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащихся; теоретико-литературные знания; творческий зачет; защита проектов.

При планировании учитывались возрастные особенности учащихся, техника их чтения, возможности анализировать прочитанное. 9 класс подытоживает знания, умения и навыки и позволяет творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя.

Требования к знаниям и умениям по литературе за курс 9 класса
Учащиеся должны знать:
Образную природу словесного искусства;
Содержание изученных литературных произведений;
Основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
Изученные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:
Воспринимать и анализировать художественный текст;
Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
Определять род и жанр литературного произведения;
Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
Давать характеристику героев;
Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
Выявлять авторскую позицию;
Выражать свое отношение к прочитанному;
Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
Владеть различными видами пересказа;
Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Литература
Для учителя.
Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. под ред. В.Я.Коровиной. – 19-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2012.
Н.В. Беляева. Проверочные работы 5-9. – М.: Просвещение, 2010.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим: Дидактические материалы по литературе, 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.
Коровина В.Я. и др. Методические советы: 9 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Для учащихся.
Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. под ред. В.Я.Коровиной. – 19-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2012.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал по литературе, 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Учебно-тематический план.

Содержание
Количество часов
В том числе развитие речи

Введение.
1


Древнерусская литература.
2


Русская литература 18 века.
10
1

Русская литература 19 века.
54
4

Русская литература 20 века.
27
1

Зарубежная литература.
6


Итоговые уроки
2


Итого
102
6







Календарно – тематическое планирование.
9 класс.


Тема урока
дата

Введение


Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.Тестирование.


Древнерусская литература


Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.



Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова»


Русская литература XVIII века


Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.



М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.



М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.



Вн.чт. Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.



Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина.«Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.



А.Н. Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.



Особенности повествования в «Путешествии». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.



Н.М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.



«Бедная Лиза» - произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.



РР. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).


Русская литература XIХ века


Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика и мемуарная литература.



Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое». ,Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.



В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.



А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.



А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции произведения.



Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».



Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».



Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.



Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.



РР. Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода драматического произведения.



РР. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».



А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.



Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар».



Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил; любовь еще, быть может». Адресаты любовной лирики Пушкина.



Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг», «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.



Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.



Вн.чт. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.



Роман А.. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.



Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути.



Татьяна Ларина– нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.



Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.



Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.



Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.



РР. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский. Философская критика начала 20 века. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».



Вн.чт. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.



М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»



Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали». «Есть речи – значенье»



Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя я так пылко люблю», «Расстались мы, но твой портрет», «Нищий».



Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.



М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.



М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».



«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».




°«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».



Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.



Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.



Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.



Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени».



Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.



Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.



Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.



Образ города в поэме «Мертвые души».



Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.



«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.



«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.



А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.



Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.



Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.



Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.



Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о совести.



Вн.чт. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.



А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.



А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.



РР. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской
литературы 19 века? (на примере произведений Островского, Достоевского, Толстого и Чехова)»



Вн.чт. беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений.


Русская литература XХ века


Русская литература 20 века. Многообразие жанров и направлений.



И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.



Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.



М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров.



Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.



М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.



Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.



И.А. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.



Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.



РР. Зачетное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века



Русская поэзия Серебряного века.



А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека», «О, весна без конца и без краю», «О, я хочу безумно жить». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.



С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер», «разбуди меня завтра рано», «Край ты мой заброшенный»



Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». Народно-песенная основа лирики Есенина.



В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии. Практикум. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.



В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии. Практикум. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.



М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики.



«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.



Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики поэта.



А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.



Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.



Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти». Философская глубина лирики поэта.



А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о родине и природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».



А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.



Вн.чт. песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.



Вн.чт. песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.



Зачетное занятие по русской лирике 20 века.


Зарубежная литература


Вн.чт. античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.



Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.



У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».



Вн.чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.



И-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски



Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.



Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.



Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.





Организационно-педагогические особенности обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебной программы

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК к учебнику Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. под ред. В.Я.Коровиной. – 19-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2012.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.
Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:
- индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- особое внимание - коррекции всех видов деятельности.
Цель основного образования детей, испытывающих трудности в обучении, совпадает с целью традиционного основного обучения – научить детей читать, писать согласно орфографическим и пунктуационным нормам, отвечать на вопросы к тексту, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения.
Однако успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков, способов учебной деятельности возможно только при условии решения специфических задач:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).
4. Формирование учебной мотивации.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
8. Коррекция индивидуальных отклонений.
9. Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.
10. Организация благоприятной социальной среды.
11. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6. Коррекция и развитие речи.
7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Образовательный процесс с учащимися с ЗПР организуется специфическими методами обучения. Оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые должны соответствовать следующим требованиям:
- стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;
- формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;
- иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;
- содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала;
- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);
- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;
- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.







Приложенные файлы

  • doc 87449419
    Размер файла: 361 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий