Увертюра «Эгмонт». 1. Что роднит музыку с литературой. Содержание учебного курса (5 класс). Кол-во. часов. краткое содержание учебной темы.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.



Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5
-
7 классов разработана и составленав соответствии с Федеральным государственным
образовательным стан
дартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общегообразования с
учетом авторской программы по музыке
-

«Музыка 5
-
7 классы», авторов:Е.Д.Критской,

Г.П. Сергеевой, Т. С., М. Просвещение, 2011.


Основные цели и задач
и

Цель
-

развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи:



приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно
-
эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
овладение культурой отношения к мир
у, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;



воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным
музыкальным наследием; эмоционально
-
ценностного, за
интересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному
самообразованию;



развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способнос
тей;



освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального
языка, интонационно
-
образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;



овладение художественно
-
практическими уме
ниями и навыками в разнообразных видах музыкально
-
творческой деятельности
(слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально
-
пластическом движении, импровизации, драматизации
музыкальных произведений, музыкально
-
творческой практике с при
менением информационно
-

коммуникационных технологий).

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение комплекса следующих результатов
:

личностные УУД:



реализовать способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятел
ьности, в становлении
самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости;



проявлять понимание и уважение к ценностям культуры и истории своего народа, родной страны, культур других народов;



соотносить поступок с моральн
ой нормой.


регулятивные УУД
:



анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,
находить ошибки, устанавливать их причины.



оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и и
скусства;



анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира;



оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).

познавательные УУД:



сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющ
их общие свойства;



сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признаку.



выявлять сходство и различие объектов.

коммуникативные УУД
:



приобщаться к отечественному и зарубежному музыкальному наследию;



уважать духовный опыт и художественные це
нности разных народов мира, культурные традиции Отечества, малой родины и семьи;



участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развивать умения «слышать другого»;



выстраивать совместную деятельность и поиск в про
цессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач;

Решение ключевых задач личностного, познавательного, регулятивного и коммуникативного развития предопределяется специальной
организацией музыкальной, учебной деятельности, а также ор
ганизацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в
художественно
-
педагогическом процессе.


Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на нравственно
-
эстетическом, интонационно
-
образном, жанрово
-
стилевом постижении
школьниками
основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки,

сочинения
современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов

искусства.

Методологическим основанием данно
й программы служат современные научные

исследов
ания, в которых отражается идея
познания
школьниками художественной картины

мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы,

является
введение ребенка в мир музыки через ин
тонации, темы и образы отечественного

музыкального искусства, произведения которого
рассматриваются в постоянных связях и

отно
шениях с произведениями мировой
музыкальной культуры. Воспитание любви к своей

культуре, своему народу и настроенности на восприят
ие иных культур («Я и другой»)

обеспечивает осознание ценностей культуры народов
России и мира, развитие самосознания

ребенка.


Основными
методическими принципами
программы являются: принцип

увлеченности; принцип триединства деятельности композитора

исполн
ителя

слушателя;

принцип «тождества и контраста», сходства и раз
личия; принцип интонационности;
принцип

диалога культур. В
целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социа
лизацию учащихся,
формирование ценностных ориентаций,
эмоционально
-
эст
етическогоотношения к искусству и жизни.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития

человеческой памяти, величайшее
нравственное
значение которой, по словам академи
ка Д. С.Лихачева, «в преодолении в
ремени». Отношение к памятникам
любого из искусств (в том

числе
и музыкального искусства)


показатель культуры всего общества в целом и каждого

человека в отдельности. Воспитание деятельной,
творческой памяти


важнейшая
задача

музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая

жизнь в
этой среде обеспечат привязанност
ь к родным местам, социализацию
личности

учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественны
х

интересов учащихся, разнообразие видов музыкально
-
творческой деятельности, активное

включение элементов музыкального

самообразования, обстоятельное
знакомство с жанровым

и
стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и

зар
убежных композиторов. Постижение музыкального
искусства на данном этапе

приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения

личной творческой
инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества,

музыкальных впе
чатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и

ориентирована на систематизацию и углубление полученных
знаний, расширение опыта

музыкально
-
творческой деятельности, формирован
ие устойчивого
интереса к
отечественным

и мировым
культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного,

социального и коммуникативного развития
предопределяется целенаправленной

организацией музыкал
ьной учебной деятельности, форм
сотр
удничества и взаимодействия

его
участников в художественно
-
педагогическом процессе.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета.

Личностными результатами
изучения музыки являются:



формирование художественного вкуса как сп
особности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всём
многообразии
его видов и жанров;



принятие мультикультурной картины современного мира;



становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;



формирование навыков самосто
ятельной работы при выполнении учебных и

творческих задач;



готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;



умение познавать мир через музыкальные формы и образы;



творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окру
жающего

мира;



использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;

формирование духовно
-
нравственных оснований;



сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения

различных музыкально
-
творческих задач.

Метапредметным
и результатами
изучения музыки являются:

регулятивные УУД
:



самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;



выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством;



способность контролировать время на выполнение заданий; осознание
качества и

уровня усвоения;



постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

об
уча
ю
щимися;



умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных

источников;



способность занимать личностную позицию по отнош
ению к тому или иному

произведению, аргументировать свою точку зрения;



умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и

другими видами искусства;



навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ;


коммуникати
вные УУД
:



умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о

музыке;



умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах;



умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения

разноо
бразных художественно
-
творческих задач.



познавательные УУД:



способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного

осуществления в реальных жизненных
ситуациях;



умение самостоятельно получать знания;



формулирование проблемы; самостоя
тельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера;



умение находить главные идеи в текстовом материале;



преобразование музыкального образа в пространственно
-
графический;



потребность участвовать в жизни класса, школы, города и др.,

взаимодействовать со

сверстниками в совместной творческой
деятельности.

Предметными результатами
изучения музыки являются:



представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;



наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и а
нализировать смысл

художественного образа музыкального произведения;



различать особенности музыкального языка, художественных средств

выразительности, специфики музыкального образа;



различать основные жанры народной и профессиональной музыки;



описывать явл
ения музыкальной культуры, используя для этого специальную

терминологию;



представлять систему общечеловеческих ценностей;



осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней

отечественного музыкального искусства;



воспринимать эстетич
еские ценности, высказывать мнения о достоинствах

музыкальных произведений высокого и массового
искусства, видеть ассоциативные

связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;



реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять са
моопределение и

самореализацию личности на музыкальном
художественно
-
образном материале;



применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на

музыкальном материале.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

В соответств
ии с базисным учебным планом предмет «Музыка» изучается с 5 по 7 класс из

расчёта 1 час в неделю.

Требования к уровню усвоения учебного предмета.

Выявлять
общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять
эмоциональную отзывчивость,
личностное отношение к музыкальным

произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять
народные песни, песни о родном крае современных композиторов;

Понимать
особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать
художественно
-
образное сод
ержание музыкальных и литературных

произведений в драматизации, инсценировке, пластическом
движении, свободном

дирижировании.

Импровизировать
в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в

театрализации.

Находить
ассоциативные связи ме
жду художественными образами музыки и других видов

искусства.

Владеть музыкальными
терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышлять
о знакомом музыкальном произведении,
высказывать
суждение об

основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Имп
ровизировать
в соответствии с представленным учителем или самостоятельно

выбранным литературным образом.

Находить
жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески
интерпретировать
содержание музыкального произведения в пении,

музыкаль
но
-
ритмическом движении, поэтическом слове,
изобразительной деятельности.

Рассуждать
об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определять
специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

Определять
характерные признаки музыки и

литературы.

Понимать
особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельно
подбирать сходные
и/или контрастные литературные произведения к

изучаемой музыке.

Самостоятельно
исследовать
жанры русских народных песен и виды музыкальных

инст
рументов.

Определять
характерные черты музыкального творчества народов России и других стран

при участии в народных играх и
обрядах, действах
и т.п.

Исполнять
отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики,

края, региона и т.п.

Участв
овать
в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом

интонировании, импровизации, игре на инструментах


элементарных и электронных).

Передавать
свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно
работать
в творчески
х тетрадях.

Делиться впечатлениями о концер
тах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.

Использовать
образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и

литературы.

Собирать
коллекцию музыкальных и литературных произведений.


Контрол
ь знаний
,
умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках

музыки осуществляется в форме устного опроса,
самостоятельной работы, творческих работ.

В рабочей программе учтен региональный компонент, который предусматривает

знакомство учащихся с м
узыкальными традициями,
песнями и музыкальными инструментами

народов
……
и составляет 10% учебного времени.

С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на

дифференцированном и индивидуальном подходе в
изучении предмета. Индиви
дуальные особенности каждого класса учитываются при планировании урока.


Учебно
-
методический комплект «Музыка V

VII классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской.

Учебники

«Музыка. 5 класс»

«Музыка. 6 класс»

«Музыка. 7 класс»

Пособия для учащихся

«Музыка. Т
ворческая тетрадь. 5 класс»

«Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»

Пособия для учителей

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс»

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс»

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс»

«Музыка
. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (МР3)

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3)

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс» (МР3)


















Календарно
-
тематическ
ое планирование уроков музыки в

5

классе

Раздел
\
тема

Кол
-
в
о
часов

Формируемые УУД

Дата
проведения

1 четверть


Раздел 1. Музыка и литература

1.Что роднит музыку с литературой

1



2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…

1



3.

Песня русская в березах, пе
сня русская в хлебах. Звучащие картины.

1



4. Особенности музыкальной формы: романс. «Здесь мало услышать, здесь
вслушаться нужно…»

1



5. Фольклор в музыке русских композиторов

1



6. Программная музыка. «Что за прелесть эти сказки…»

1



7. Жанры ин
струментальной и вокальной музыки.

1



8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества

1



9. Восприятие природы поэтами и композиторами. «Всю жизнь мою несу
Родину в душе…»

1



Итого за 1 четверть, в т.ч. к.р
-


2 четверть

1.Писатели и поэты о
музыке и музыкантах

1



2. «Гармонии задумчивый поэт…»

1



3. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

1



4. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1



5. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1



6. Музыка в театре, в кино, на телевид
ении

1



7. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1



Итого за 2 четверть, в т.ч. к.р.
-

3 четверть

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство


1.
Что роднит музыку с изобразительным искусством

1



2. Небесное и земное в звуках и красках

1



3. «Звать через прошлое к настоящему…»

1



4. «За отчий дом, за русский край…»

1



5. Музыкальная живопись и живописная музыка

1



6.

«Фореллн
-
квинтет». Дыхание русской песенности.

1



7.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1



8.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1



9.

Волшебная палочка дирижера

1



10.

Образы борьбы и победы в искусстве

1



Итого за 3 четверть, в т.ч. к.р.
-

4 четверть

1. Застывшая музыка

1



2. Полифония в музыке и живописи

1



3.

Музыка на мол
ьберте

1



4.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1



5.

О подвигах, о доблести и славе...

1



6.

В каждой мимолетности вижу я миры…

1



7.

Мир композитора. С веком наравне.

1



8.

Заключительный урок


обобщение.




Итого за 4 ч
етверть, в т.ч. к.р.

Итого за год, в т.ч. к.р.
-


















Календарно
-
тематическ
ое планирование уроков музыки в

6

классе

Раздел
\
тема

Кол
-
во
часов

Формируемые УУД

Дата
проведения

1 четверть

Раздел 1.
«
Мир образов вокальной
и инстр
ументальной музыки»

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1



2.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Песня
-
романс. Мир чарующих звуков.

1



3.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная гале
рея.

1



4.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

1



5.
«Уноси моё сердце в звенящую даль͙»

1



6.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1



7.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1



8.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1



9.
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1



Итого за 1 четверть, в т.ч. к.р
-


2 четверть

1.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1



2
.
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

1



3.
«Фрески Софии Киевской»

1



4.
«Перезвоны». Молитва.

1



5.
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

1



6.
Образы духовной музыки Западной Европы. По
лифония. Фуга. Хорал.

1



7.
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1



8.

Авторская песня͗ прошлое и настоящее




Итого за 2 четверть, в т.ч. к.р.
-

3 четверть

Раздел 2.
«
Мир образов камерной

и симфонической музыки»

1.
Джаз


искусство 20 века
.

1



2.
Вечные темы искусства и жизни.

1



3.
Образы камерной музыки.

1



4.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1



5.
Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».

1



6.
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа


мозаика цветов?». К
артинная
галерея.

1



7.
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести
А.С.Пушкина

1



8.
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести
А.С.Пушкина

1



9.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали весел, а в веселье
печален». Связь времен
.


1



10.
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье
печален». Связь времен
.


1



Итого за 3 четверть, в т.ч. к.р.
-

4 четверть

1.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмо
нт».

1



2.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1



3.

Увертюра
-
фантазия «Ромео и Джульетта».

1



4.
Увертюра
-
фантазия «Ромео и Джульетта».

1



5.
Мир музыкального театра.

1



6.
Мир музыкального театра.

1



7.
Образы киномузыки.

1



8.
Обобщаю
щий урок.




Итого за 4 четверть, в т.ч. к.р.

Итого за год, в т.ч. к.р.
-










Календарно
-
тематическ
ое планирование уроков музыки в

7
классе

Раздел
\
тема

Кол
-
во
часов

Формируемые УУД

Дата
проведения

1 четверть

Раздел 1.
Особенности

драматургии сценической музыки.

1.

Классика и современность

1



2.
В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин».

1



3.

Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая


судьба народная. Родина
моя! Русская земля.

1



4.
Опера «Князь Игорь. Рус
ская эпическая опера.

1



5.
Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

1



6.
В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской
земли.

1



7.
Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

1



8.
Образы песен зарубе
жных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1



9.
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1



Итого за 1 четверть, в т.ч. к.р
-


2 четверть

1.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1



2.
Образы русской на
родной и духовной музыки. Духовный концерт.

1



3.
«Фрески Софии Киевской»

1



4.
«Перезвоны». Молитва.

1



5.
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

1



6.
Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хора
л.

1



7.
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1



8.

Авторская песня͗ прошлое и настоящее




Итого за 2 четверть, в т.ч. к.р.
-

3 четверть

Раздел 2.
«
Мир образов камерной

и симфонической музыки»

1.
Джаз


искусство 20 века.

1



2.
Вечные те
мы искусства и жизни.

1



3.
Образы камерной музыки.

1



4.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1



5.
Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».

1



6.
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа


мозаика цветов?». Картинная
галерея.

1



7.
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести
А.С.Пушкина

1



8.
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести
А.С.Пушкина

1



9.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а

в веселье
печален». Связь времен
.


1



10.
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье
печален». Связь времен
.


1



Итого за 3 четверть, в т.ч. к.р.
-

4 четверть

1.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1



2.
Програ
ммная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1



3.

Увертюра
-
фантазия «Ромео и Джульетта».

1



4.
Увертюра
-
фантазия «Ромео и Джульетта».

1



5.
Мир музыкального театра.

1



6.
Мир музыкального театра.

1



7.
Образы киномузыки.

1



8.
Обобщающий урок.




Итого

за 4 четверть, в т.ч. к.р.

Итого за год, в т.ч. к.р.
-









Содержание учебного курса (
5

класс)


п
\
п

Раздел
\

тема

Кол
-
во
часов

краткое содержание учебной
темы

Планируемые результат

предметные

метапредметные

Личностные (на
раздел)

тема I полу
годия: ‮Музыка и литература 


1.

Что роднит
музыку с
литературой.


1

Интонационно
-

образная,
жанровая и стилевая основ
ы
музыкального искусства как
ее важнейшие
закономерности,
открывающие путь для его
познания, установления связи
с жизнью и с дру
гими видами
искусства.

Реальная жизнь


источник
сюжетов, тем и образов в
музыке и литературе.
Интонация


единый
стержень музыки и
литературы. Музыкальная
интонация


язык
композитора. Связь музыки и
литературы.



М.Глинка, сл.
Н.Кукольника
«Жаворонок»,



Г.
Струве, сл.
Н.Соловьевой «Моя
Россия»;



П.Чайковский.
Симфония №4;

Выявление
многосторонних связей
музыки и литературы.

Понимать взаимо
-
действие музыки с
другими видами
искусства на основе
осознания специфики
языка каждого

из них.

Общность жанров в
музыке и литературе.

Р: самостоятельно
различать настроения,
чувства, характер
образов выраженных
в музыке.

П: уметь сравнивать
музыкальные и
речевые интонации.

К: уметь выявлять
сходство и различие
выразительных
средств в музыке

и
поэзии.

Развивать и
воспитывать в себе
эстетическое
отношение к
жизни.



Э.Григ. Фрагменты сюиты
«Пер Гюнт»

2.

Вокальная музыка.
Россия, Россия, нет
слова красивей…

1

Взаимосвязь музыки и речи на
основе их интонационной
общности и различий.
Богатство музыкальных
образов (лирические).
На
родные истоки русской
профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки


песня.



Осень.
П.
Чайковский, слова
А. Плещеева.



Осень.
Ц. Кюи,
слова А. Плещеева.

П.Аедоницкий, сл. И.
Шаферана «Красно
солнышко»;

Знать, каковы отличия
музыкальной речи от
речи лите
ратурной.
Уметь:

-
называть основные

жанры русских
народ
ных песен;

-
определять значение

песни в жизни
общества;

-
отличать романс от

песни, роль
сопровождения в
исполнении ро
манса и
песни

Р: самостоятельно
находить
художественно
-
поэтическую и
музыкальную мыс
ль в
произведении.

П: научиться
внимательно и чутко
относится к словам
песни, к тексту, чтобы
лучше понять
музыкальный образ.

К: самостоятельно
различать, что речь
может быть
музыкальной, а слово
может стать музыкой.

Развивать любовь и
уважение к Родине,
ч
ерез музыкальные
и художественные
произведения.


3.

Песня русская в
березах, песня
русская в хлебах.
Звучащие
картины.

1

Народное музыкальное
творчество. Сущность и
особенности устного
народного музыкального
творчества как части общей
культуры народа, ка
к
способа самовыражения
человека.


Основные жанры
русской народной музыки
(наиболее распространенные
разновидности обрядовых
песен, трудовые песни,
лирические песни).

Русские народные песни:



«А мы просо сеяли»,



«Бояре, а мы…»,

Народна
я песня, ее
жанры и особенности.

Средства музыкальной
выразительности


способы передачи
эмоциональных
переживаний. Дуэт.
Музыкальная форма
.


Р: самостоятельно
выявлять единство
слов и мелодики в
РНП.

П: четко понимать,
что песня
-
хранительница
истории, на
родных
традиций и обрядов.

К: разучивание РНП.


Гордиться и
хранить
нравственно
-
эстетическое
наследие русского
народа.

Уметь гордиться
РНП;
пропагандировать
её сверстникам.

«Уж ты, поле мое»;

4.

Особенности
музыкальной
формы: романс.
«Здесь мало
услышать, здесь
вслушаться

нужно…»

1

Развитие жанров камерной
вокальной музыки


романс.

Определение романса как
камерного вокального
произведения для голоса с
инструментом, в котором
раскрываются чувства
человека, его отношение к
жизни и природе.



Горные вершины.
А.
Варламов, слов
а М.
Лермонтова.

Горные вершины.
А.
Рубинштейн, слова М.
Лермонтова

Основные жанры
вокальной
профессиональной
музыки


романс.
Определения: камерная
музыка, романс, дуэт,
музыкальная форма,
мелодика, ритм, ладовая
окраска, интонация,
аккомпанемент.

Р: с
амостоятельно
различать дуэт от
одноголосного
исполнения.

П: знать, для чего
используется прием
повторения слов в
песне и романсе.

К:понимать и
определять
произведения, в
которых музыка и
поэзия неразделимы.

Проявлять
личностное
отношение при
восприятии
му
зыкальных
произведений,
эмоциональную
отзывчивость.

5.

Фольклор в музыке
русских
композиторов

1

Сущность и особенности
устного народного
музыкального творчества
как части общей культуры
народа, как способа
самовыражения человека.
Народное творчество как
художественная
самоценность. Особенности
русской народной
музыкальной культуры.
Основные жанры русской
народной музыки
.

Народные истоки
профессиональной музыки.
Использование
композиторами
выразительных свойств
народной песенной речи.
Познакомить
обучающихся с
произведениями
программной
инст
рументальной
музыки и вокальными
сочинениями,
созданными на основе
различных
литературных
источников.


Р: самостоятельно
определять, как тембр
музыкального
произведения влияет
на муз. образ.

П: знать на основе
каких муз. средств
выразительности

(контраст , повтор,
вариационность)
создан образ.

К: отличать
симфоническую
миниатюру от других
образов

Уметь тонко
воспринимать муз.
произведения на
основе русских
народных сказаний.


Народно
-
поэтические
с
южеты и образы в
композиторской музыке.
Народное сказание.
Симфоническая миниатюра.
Программная музыка.



Кикимора.
Сказание
для симфонического
оркестра (фраг
-
менты) А. Лядов.

«Колыбельная» А. Лядов.

6.

Программная
музыка. «Что за
прелесть эти
сказки…»

1

Интонационное с
воеобразие
музыкального фольклора
разных народов; образцы
песенной и
инструментальной народной
музыки.

Использование
композиторами
выразительных свойств
народной песенной речи.
Народно
-
поэтические
сюжеты и образы в
композиторской музыке.
Симфоническая сю
ита.

Шехеразада.
Симфоническая
сюита (фрагменты). Н. Рим
-
ский
-
Корсаков

Знать понятие
про
граммная музыка.
Уметь анализировать
составляющи
е средств
выразительности:
мелодию, ритм, темп,
дина
мику, лад
.

Р: самостоятельно
узнавать музыкальные
образы героев сюит
ы.

П: определять, при
помощи каких
инструментов
создается тот или
иной образ героев
сюиты.

К: сочинить сказку в
восточном стиле.

Четко понимать,
что программная
музыка основана на
интерпретации

литературных
произведений.



7.

Жанры
инструментальной
и вок
альной
музыки.

1

Развитие жанров светской
вокальной и
инструментальной музыки.
Наиболее значимые стилевые
особенности классической
музыкальной школы.



Вокализ.
С.
Знать понятия: вокаль
-
ная, инструментальная
музыка,

вокализ,
романс.

Уметь называть основ
-
ные жанры вокальной и
инструментальной
Р: самостоятельно
определять
выразительные
средства в музыке.

П: иметь четкое
представление о том,
что все муз.
Расширять свой
музыкальный
кругозор.

Рахманинов.



Романс.
Из
Музыкальных
иллюстраций к
повести А. Пушкина
«Метель» (фрагмент)
Г. Св
иридов.



Баркарола (Июнь).
Из фортепианного
цикла «Времена
года». П.
Чайковский.



Песня венецианского
гондольера
(№
6).
Из

фортепиан
ного цикла «Песни
без слов». Ф. Мендельсон.

.



Венецианская ночь.
М.
Глинка, слова И.
Козлова.

Баркарола.
Ф.
Шуберт,
слов
а Ф. Штольберга,
перевод
A.

Плещеева.

музыки.

Вокализ, Песня
без

слов, Ария, Романс,
Серенада,
Баркарола:
своеобразие и
выразительность,
лиричность.


произведения звучат,
как выразительная
речь человека.

К: исполнение
романса.

8.

Вторая жизнь
песни.
Живительный
родник творчества

1

Народные истоки русской
профессиональной музыке.
Способы обращения
композиторов к народной
музыке: цитирование,
варьирование.

Связи между русской
композиторской музыкой и
народным музыкальным
искусств
ом. Интерпретация,
обработка, трактовка.



Концерт

1
для
фортепиано с
Знать основные черты и
характер
истики
авторского и народного
музыкального
творчества. Уметь
определять связи между
композиторским и
народным музыкальным
искусством.

Р: самостоятельно
понимать, что любая
интерпретация
основана на народной
музыке.

П: различать жанры
народных песен в
«цита
тах»
композитора.

К: на основе РНП
придумать
собственную
интерпретацию.

Проявлять
эмоциональный
отклик на
выразительность и
изобразительность
в музыке.

оркестром
(фрагмент фи
-
нала). П.
Чайковский.



Веснянка,
украинская
народная песня.




Сцена «Проводы
Масленицы».
Из
оперы
«Снегурочка».
Н.
Римский
-
Корсаков.


9.

Восприятие
природы поэтами и
композиторами.
«Всю жизнь мою
несу Родину в
душе…»


Стилевое многообр
азие
музыки 20 столетия.
Наиболее значимые
стилевые особенности
русской классической
музыкальной школы,
развитие традиций
русской классической
музыкальной школы.

.



Перезвоны.
По
прочтении В.
Шукшина.
Симфония
-
дейст
во
для солистов,
большого хора,
гобоя и у
дарных
(фрагменты).

B.
Гаврилин




Снег идет.
Из
Маленькой
Язык искусства.
Колокольность и
песенность


свойства
русской музыки.
Значимость музыки в
жизни человека, ее роль
в творчестве писателей
и поэтов.

Программная
симфония. Симфония
-
действо. Кантата
.

Р: Самостоятельно
прослеживать
музыкальную линию
произведения.

П: знать

какой из
видов перезвона
использованы в
музыкальном
произведении.

К: самостоятельно
сопоставлять части










Ценить народно
-
песенное
искусство, его
истоки и традиции.

кантаты. Г.
Свиридов, слова Б.
Пастернака.

Запевка.
Г. Свиридов, слова
И. Северянина.

10.

Писатели и поэты
о музыке и
музыкантах


Романтизм в западно


европейской музыке:
особенности трактовки
драматической и лирической
сфер на примере образцов
камерной инструментальной
м
узыки


прелюдия, этюд.




Р: самостоятельно
определять тембры
звучания
музыкальных
инструментов.

П: отвечать на
вопросы учителя.

К: размышлять о
смысле жизни,
красоте,
природы.симф.
действа.

Расширять свой
музыкальный
кругозор.

11.

«Гармонии
задумчивый
п
оэт…»


Творчество Ф. Шопена как
композитора связано с его
исполнительской
деятельностью. Именно
Ф.Шопен утвердил
прелюдию
как самостоятельный вид
творчества, открыл новое
направление в развитии
жанра

этюд
а, никогда не
отделяя техническую сторону
исполнени
я от
художественной.



«Этюд №12» Ф.Шопен



«Прелюдия№7»
Ф.Шопен



«Прелюдия№20»
Ф.Шопен

«Вальс №7» Ф.Шопен

Понимать
взаимодействие музыки
с другими видами
искусства на основе
осознания специфики
языка каждого из них.
Знать композиторов


романтиков: Ф.Шопен,
жа
нры фортепианной
музыки: этюд, ноктюрн,
прелюдия.

Р: самостоятельно
определять смысл
музыкального
произведения.

П: различать
музыкальные
произведения по
средствам
музыкальной
выразительности.

К: творческое
задание.

Уважать
творчество
зарубежных
композиторо
в.

12.

«Ты, Моцарт, бог,
и сам того не
знаешь…»

1

Сравнительная
характеристика
особенностей восприятия
мира композиторами
классиками и романтиками. (
В.Моцарт


Ф.Шопен)



Откуда приятный и
нежный тот звон.
Хор
из оперы
«Волшебная
флейта». В.
-
А.
Моцарт.



Мал
енькая ночная
серенада
(рондо). В.
-
А.
Моцарт.



Dona nobis pacem.
Канон
.
В
.
-
А
.
Моцарт
.

Реквием
(фрагменты). В.
-
А.
Моцарт.

Значимость
музыкального искусства
для творчества поэтов и
писателей. Музыка
-

«главное действующее
лицо» рассказов К.
Паустовского.
Расш
ирение
представлений о
творчестве В. А.
Моцарта. Хор. Оркестр.
Жанры вокальной
музыки: реквием


Р: самостоятельно
определять характер
музыки Моцарта

П: отвечать на
вопросы учителя.

К: читать
самостоятельно
сказку Г.Цыферова «О
сказочной тайне
маленького М
оцарта»

Уважать
творчество
зарубежных
композиторов.

13.

Первое
путешествие в
музыкальный
театр. Опера

1

Развитие жанра


опера.
Народные истоки русской
профессиональной музыки.
Обращение композиторов к
родному фольклору.


Особенности жанра оперы.
Либретто



литературная
основа
музыкально
-
драматического спектакля
, в
которой кратко излагается
сюжет оперы. Синтез
искусств в оперном жанре.
Разновидность вокальных и
инструментальных жанров и
форм внутри оперы
(увертюра, хор, речитатив,
История развития

оперного искусства;

понятия: опера,
либретто, увертюра,
речитатив, хор,
ансамбль,

сцена из оперы.

Знать исполнителей:
пе
вцы, дирижеры и т.д.

Р: самостоятельно
определять
инструментальные
темы из опер

П: знать муз.
термины.

К: выполнение
творческого задания.

Расширять свой
музыкальный
кругозор.

ария, ансамбль).

Мастера

мировой оперной сцены.
Музыкальный портрет.



Садко.
Опера
-
былина
(фрагменты).


Н. Римский
-
Корсаков.

14.

Второе
путешествие в
музыкальный
театр. Балет

1

Развитие жанра


балет.
Фо
рмирование русской
классической школы.

Синтез искусств в балетном
жанре. Образ танца.
Сказочные сюжеты балетного
спектакля. Исполнители
балета (танцоры
-
солисты,
кордебалет
-

массовые
сцены).
Лучшие
отечественные танцоры и
хореографы.



Щелкунчик.
Балет
-
феери
я
(фрагменты). П.
Чайковский.



Спящая красавица.
Балет
(фрагменты). П.
Чайковский.


Историю развития
балетного искусства;

понятия: балет, солист
-

танцор, кордебалет.

Уметь анализировать

составляющие средства

музыкальной
выразительности.

Знать
имена лучших
отечественных
хореографов, танцоров,
особенности балетного
жанра, его специфику.

Р: самостоятельно
определять
музыкальные темы
героев из балета

П: знать музыкальные
термины.

К: творческое
задание.

Расширять свой
музыкальный
кругозор.

15.

Музыка в театре,

в
кино, на
телевидении

1

Творчество отечественных
композиторов


песенников,
роль музыки в театре, кино и
телевидении.



Песня о Родине из к/ф
«Цирк» И. Дунаевский.

Музыка как
неотъемлемая ч
асть
произведений
киноискусства.
Киномузыка


важное
средство создания
Р: самостоятельно
определять формы
музыки.

П: отвечать на
вопросы учителя.

К: знать функции
Посещать театры и
кино.

Песня о веселом ветре из к/ф
«Дети капитана Гранта» И.
Дунаевский.

экранного образа.
Музыкальный фильм.


музыкального
искусства:
иллюстрировать
действие, раскры
вать
содержание,
подчеркивать
настроение и т.д.


16.

Третье
путешествие в
музыкальный
театр. Мюзикл

1

Взаимопроникновение
«легкой» и «серьезной
музыки», особенности их
взаимоотношения в
различных пластах
современного музыкального
и
скусства. Знакомство с
жанром мюзикл.




Кошки.
Мюзикл
(фрагменты). Э.
-
Л.
Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах.
Из мюзикла «Звуки музы
ки».
Р. Роджерс, слова О.
Хаммерстайна, русский
текст М. Подберезского

Мюзикл


театр
«легкого» стиля.
Особенности жанра
мюз
икла,
его истоки.


Р: самостоятельно
определять
музыкальные линии
гл. героев мюзикла.

П: знать главные
отличия мюзикла от
оперы.

К: творческое
задание.

Расширять
музыкальный
кругозор.

тема II полугодия: ‮Музыка и изобразительное искусство 

17
.

Что роднит музыку
с изобразительным
искусством

1

Выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Богатство музыкальных
образов (лирические).

Отражение одного и того же
сюжета в музыке и живописи.



Песня о картинах. Г.
Гладков, стихи Ю.
Энтина.

Взаимосвязь музыки и
изобразительного
искусства. Способность
музыки вызывать в
нашем воображении
зрительные
(живописные) образы.
Специфика средств
художественной
выразительности
Р
: самостоятельно
уметь вслушиваться в
музыку, представляя
себе зрительные
образы.

П: выявлять сходство
и различия
музыкальных образов
и средств их
выразительности.

Расширять
культурно
-
информационное
предс
тавление о
музыке.

Концерт
№3
для фортепиано
с оркестром (1
-
я часть). С.
Рахманинов.

живописи.

К: оценивать
разнообразные
явления муз.
культуры.


18.

Небесное и земное
в звуках и красках

1

Отечественная и
зарубежная духовная музыка
в синтезе с храмовым
искусством.

Непреходящая любовь
русских людей к родной
земле. Духовные образы
древнерусского и
западноевропейского
искусства. Обр
аз Богоматери
как олицетворение
материнской любви,
милосердия, покровительства
и заступничества.
«Богородице Дево, радуйся».
П. Чайковский



«Богородице Дево,
радуйся». С.
Рахманинов



«Ave Maria»,
И
.
-
С
.
Бах



Ш
.
Гуно



«Ave Maria»
Дж
.
Каччини

«Ave Maria»

Ф
.
Шуберт

Образ Богоматери в
русском и зарубежном
искусстве.

Знаменный распев.
Песнопение. Унисон.
Пение а капелла. Хор.
Солист.


Р: самостоятельно
выявлять
художественный
смысл музыкального
произведения и
сопоставлять его с
образами других
видов искусства.

П: выявлять
нравственно
-
эстетическое
направление в
музыкальном
произведении.

К:иметь убеждение в
том, что песенное
начало объединяет все
духовные песнопения.


Гордиться
древнерусским и
зарубежным
искусством.

19.

«Звать через
прошлое к
настоящему…»

1

Выра
зительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Богатство музыкальных
образов (героические и
эпические)и особенности их
Героические образы в
музыке и
изобразительном
искусстве. Кантата.
Контраст. Триптих,
трехчастная форма.
Р: самостоятельно
определять , сколько
частей имеет кантата.

П: сравнивать
зримость муз. образов
и муз.

напевность
Эмоционально
сопереживать
подвигам
защитников
Родины.

драматургического развития
(контраст)

Кантата «Александр
Невский» С. Прокофьев:



«Песня об Александре
Невском»

хор «Вставайте, л
юди
русские»

Выразительность.
Изобразительность.

живописных картин.

К: осмысливать связь
исторических
событий с муз.
образами.

20.

«За отчий дом, за
русский край…»

1

Выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Богатство муз
ыкальных
образов (героико
-

эпические)
и особенности их
драматургического
развития.

Героические
образы в музыке и
изобразительном искусстве..

Кантата «Александр
Невский» С. Прокофьев:




«Ледовое побоище»



«Мертвое поле»

«Въезд Александра во Псков»

Сопоста
вление героико


эпических образов
музыки с образами
изобразительного
искусства. Песня
-
плач.
Осмысление темы о
героических образах в
искусстве.

Р: самостоятельно
определять, какую
роль играет контраст
в муз. образе; и какую
роль рондообразность.

П: знать м
уз. термины
.

К: читать книги о
Ледовом побоище и
подвиге А.Невского.

Осмысливать связь
прошлого и
настоящего.

Формирование
уважения к
истории,
культурным и
историческим
деятелям.

21.

Музыкальная
живопись и
живописная
музыка

1

Общее и особенное в русском
и за
падно


европейском
искусстве в
различных
исторических эпох, стилевых
направлений, творчестве
выдающихся композитов
прощлого.

«Музыкальные краски» в
произведениях
композиторов
-

романтиков.
Развитие музыкального,
образно
-
ассоциативного
Общность музыки и
живописи в образном
выражении состояний
души человека,
изображении картин
природы. Значение
жанра пейзаж в русском
искусстве. Выражение
любви к родной земле
средствами искусства.
Образы русской
природы в песне,
Р: самостоятельно

определять
ритмический рисунок
и мелодическую
линию.

П: знать отличие
выразительности и

изобразительности в
музыке.

К: расширять
эмоциональный
словарь при
Развивать
художественный
вкус
, формировать
уважение к
природе.

мышления через вы
явление
общности музыки и
живописи в образном
выражении состояний души
человека, изображении
картин природы.



Островок.
С.
Рахманинов, слова К.
Бальмонта (из П.
Шел
ли).

Весенние воды.
С.
Рахманинов, слова Ф.
Тютчева.

светской музыке,
молитве, живописи,
литературе.

Музыкальные образ
ы
произведений,
созвучные музыкальной
живописи художника.
Изобразительность.

оп
ределении
настроения в музыке
или стихотворениях

22.

«Фореллн
-
квинтет». Дыхание
русской
песенности.

1

Общее и особенное в русском
и западно


европейском
искусстве в различных
исторических эпо
х, стилевых
направлений, творчестве
выдающихся композитов
прощлого.

Сопоставление зримых
образов музыкальных
сочинений русского и
зарубежного композитора
(вокальные и
инструментальные) и
обшность отражения жизни в
русской музыке и поэзии.



«Форель».
Ф.
Ш
уберт,
слова Л. Шубарта,
русский текст В.
Костомарова

«Фореллен


квинтет»
Ф.Шуберт.

Восприятие,
исполнение, сравнение
произведений
искусства, созданных в
жанре пейзажа
Ф.Шуберта и С.
Рахманинова.
Живописная пластика
(цвет, линия, характер
движения кисти)
выражает тончайшие
изменения настроений,
состояний человеческой
души.
Изобразительность.
Инструментальный
квинтет.
Мелодия.
Рисунок. Колорит.
Ритм. Композиция.
Линия. Палитра чувств.
Гармония красок

Р: самостоятельно
представлять муз.
образы каждого
персон
ажа.

П: отвечать на
вопросы учителя.

К: творческое
задание.


Развивать образное
мышление
.

Формировать
уважение к
личности
композитора.

23.

Колокольность в
1

Народные истоки русской
Колокольность


Р: сам
остоятельно
Уважать традиции
музыке и
изобразительном
искусстве

профессиональной музыки.



Представлен
ие жизненных
прообразов и народные
истоки музыки
-

на примере
произведений отечественных
композиторов.


Каждый композитор
отражает в своих
произведениях дух своего
народа, своего времени,
обращаясь к незыблемым
духовным ценностям,
которым стремились
следо
вать многие
поколениям русских людей.



Прелюдия соль мажор
для фортепиано. С.
Рахманинов.



Прелюдия соль
-
диез
минор
для
фортепиано. С.
Рахмани
нов.



Сюита для двух
фортепиано
(фрагменты). С.
Рахмани
нов.

Фрески Софии Киевской.
Концертная симфония для
арфы с о
ркестром
(фрагменты). В. Кикта.

важный элемент
национального
мировосприятия.
Красота звучания
колокола,
символизирующего
соборность сознания
русского человека.
.
Колокольные звоны:
трезвон, благовест,
набат. Гармония.
Фреска. Орнамент

определять главные
темы старинных
песнопений.

П: знать муз.
термины.

К:закрепить мысль о
том, что произведения
композиторов связаны
с муз. впечатлениями
детства.

древней Руси

24.

Портрет в музыке
и изобразительном
искусстве

1

Выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.

Осознание музыки как вида
искусства интонации на
Выразительные
возможности скрипки.
Скрипичные мастера.
Великие скрипачи.
Сопоставление произ
-
Р: самостоятельно
определять
музыкальные линии
произведений.

П: отвечать на
Расширять
муз
ыкальный
кругозор.

новом уровне триединства
«композитор
-

исполнитель


слушатель».



Каприс

24.
Для
скрипки соло. Н.
Паганини (классиче
-
ские и современные
интерпрет
ации).



Рапсодия на тему
Паганини
(фрагменты).
С.Рахманинов.



Вариации на тему
Паганини
(фрагменты). В.
Лютославский.


«Скрипка Паганини» В.
Мигуля.

ведений скрипичн
ой
музыки с живописными
полотнами художников
разных эпох, портрет
Н.Паганини в музыке и
изобразительном
искусстве.

вопросы учителя.

К: выполнение
творческого задания.

25.

Волшебная
палочка дирижера

1

Знакомство с творчеством
выдающихся дирижеров.

Л.Бетховен

«Симфония № 3»


( «Героическая»)
-
2 часть.
«Музыкант» Б. Окуджава

Значение дирижера в
исполнении
симфонической музыки.
Роль групп
инструментов
симфонического
оркестра.
Симфонический
оркестр. Группы
инструментов оркестра.
Дирижер.


Р: самостоятельно

продирижировать
главную
мелодическую линию
симфонии.

П: знать музыкальные
термина.

К:знать, что от
мастерства дирижера
зависит
оригинальность
интер
претаций
музыки.

Обращать
внимание на язык
жестов дирижера.

26.

Образы борьбы и
победы в искусстве

1

Особенности трактовки
драматической музыки на
примере образцов симфонии.

Симфония

5
(фрагменты).
Особенности
симфонического
развития «Симф
онии №
5» Л. Бетховена. Эскиз.
Р: самостоятельно
отличать звучание муз
инструментов.

П: различат краски

Размышлять о
грандиозном
внутреннем мире
Бетховена.

Л. Бетховен.

Этюд. Набросок.
Зарисовка.


тембры инструментов
симф. оркестра,
определяющие мотив
судьбы.

К: выдуматься, что
роднит муз.
произведение
Бетховена и
ску
льптора и
художника
Микеланджело.

27.

Застывшая музыка

1

Отечественная и
зарубежная духовная музыка
в синтезе с храмовым
искусством.

Гармония в синтезе искусств:
архитектуры, музыки,
изобразительного ис
кусства.
Органная прелюдия (соль
минор) И.
-
С. Бах



Ария альта из
мессы (си минор)
И.
-
С. Бах



«Богородице Дево,
радуйся» П.
Чайковский

«Богородице Дево, радуйся»
С. Рахманинов

Православные храмы и
русская духовная
музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и

органная музыка.



Любить великое
прошлое родной
земли.

28.

Полифония в
музыке и
живописи

1

Музыка И.Баха как вечно
живое искусство,
возвышающее душу человека.
Знакомство с творчеством
композитора на примере
жанра


фуга.
Выразительные
Общность языка
художественных
произведений в музыке
и живописи. Духовная
музыка. Светская
музыка. Полифония.
Фуга.

Р: самостоятельно
уметь прослеж
ивать в
полифонии
тембральные
составляющие линии.

П: знать музыкальные
термины.


возможности различ
ного
склада письма (полифония).



И.
-
С. Бах: Прелюдия и
фуга №1 (до мажор),



Аве Мария.

М.К. Чюрленис. Фуга.


К:ценить муз.
шедевры
музыкального
искусства.

29.

Музыка на
мольберте

1

Стилевое многообразие
музыки 20 столетия.
Импрессионизм.


Выявление многосторонних
связей музыки,
изо
бразительного искусства и
литературы на примере
творчества литовского
художника
-

композитора
М.Чюрлёниса.



М.К. Чюрленис. Фуга.



М.К. Чюрленис.
Прелюдия ми минор,

М.К. Чюрленис. Прелюдия ля
минор, Симфоническая поэма
«Море».

Живописная музыка и
музыкальн
ая живопись
М.К. Чюрлениса.
Иносказание,
символизм. Звуковая
палитра пьес. Цветовая
гамма картин. Образ
моря в искусстве
Чюрлениса.
Композиция. Форма.
Триптих. Соната.
Allegro
,
Andante
.

Р: самостоятельно
уметь отличать
перекличку и связь
живописи, музыки и

ИЗО

П: осознанно слушать
фрагменты картин из
симфонической
поэмы «Море»

К: видеть
зрительность муз.
зарисовок и слышать
музыку живописных
картин.

Эмоционально
воспринимать
музыкальные
произведения,
произведения
литературы и ИЗО

30.

Импрессионизм в
муз
ыке и
живописи.

1

Стилевое многообразие
музыки 20 столетия.
Импрессионизм.

Знакомство
с произведениями К.Дебюсси.




«Детский уголок»
К.Дебюсси



«Диалог ветра с
морем» К.Дебюсси

«Океан море синее»
вступление к опере «Садко»
Н.Римский
-

Корсаков

Особенност
и
импрессионизма как
художественного стиля.
Взаимодействие
импрессионизма в
музыке и в живописи.
Импрессионизм.
Прелюдия.
Интерпретация.
Фортепианная сюита.
Джазовые ритмы.


Р: самостоятельно
выделять ярко
выраженные мелодии
музыки Дебюсси.

П: знать
харак
теризующие
термины
импрессионизма.

К: выполнение
творческого задания.



31.

О подвигах, о
1

Стилевое многообразие
Сопоставление
Р: самостоятельно
Формирование
доблести и
славе...

музыки 20 века. Богатство
музыкальных образов
-

драма
-
тические, героические.

Тема защиты Родины в
различных видах и
скусства.

«Реквием» Д. Кабалевский:



«Помните»



«Наши дети»

«Реквием» стихи Р.
Рождественского

художественных
произведений.

Реквием.

анализировать
композиции гравюр.

П: вспомнить
произведения,
воспевающие
защитников
Отечеств
а.

К: выполнение
творческого задания.

гражданского
патриотизма,
любви к Родине,
чувства гордости за
свою страну.

32.

В каждой
мимолетности
вижу я миры…

1

Богатство музыкальных
образов и особенности их
драматургического
развития в каме
рном


инструментальной музыке.

Образный мир произведений
С. Прокофьева и М.
Мусоргского. Цикл
«Мимолетности» Цикл
«Картинки с выставки».
Сопоставление музыкальных
и художественных образов.
Фортепианная миниатюра.
Язык искусства. Интермедия



С. Прокофьев
Ми
молетности (№ 1,
7, 10)



М.П. Мусоргский
«Картинки с
выставки»:

-

«Избушка на курьих
ножках»,

-
«Балет невылупившихся
птенцов» (классические и
современные интерпретации)

Знать понятие
интерпретация.

Уметь выявлять общие
черты в сре
дствах
выразительности
музыки и
изобразительного
искусства.

Р: самостоятельно
выявлять абстрактные
линии мелодии.

П: выявлять
необычность колорита
и композиции в
музыке.

К: выполнение
творческого задания.

Развивать образное
мышление.


рисунки В.Гартмана.

33.

Мир
композитора
. С
веком наравне.

1

Обобщение представлений о
взаимодействии
изобразит
ельного искусства и
музыки и их стилевом
сходстве и различии на
примере произведений
русских и зарубежных
композиторов.

Слушание и исполнение
произведений по желанию
детей.

Знать, чт
о роднит му
-

зыку, литературу и
изобразительное
искусство. Уметь
выявлять общие

черты в средствах

выразительности этих

трех искусств.

Р: самостоятельно

узнавать муз.
шедевры.

П: Отвечать на
вопросы учителя.

К: четко знать о связи
музыки и ИЗО.

Гордиться
талантливыми
композиторами.

34.

Заключительный
урок


обобщение.

1

Обобщение музыкальных и
художественных
впечатлений, знаний, опыта
школьников, опыт
исполнительства.

Знать основные прин
-
ципы развития музыки.
Уметь приводить при
-
меры

Р: самост
оятельно
узнавать муз.
шедевры.

П: ориентироваться в
музыкальных
терминах.

К: стремиться понять
образы различных
искусств.


Ценить искусство
прошлого и
настоящего во всем
её многообразии.























Перечень учебно
-
методического обеспечения

1.

Аб
дуллин Э.Б. Теория музыкального образования.


М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.

Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1
-
4 кл., 5
-
8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5
-
е изд., стереотип.


М.: Дрофа, 2007.

3.

Алиев Ю.Б. Настольная

книга школьного учителя
-
музыканта.


М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4.

Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки.
-

М.: Издательство ВЛАДОС
-
ПРЕСС, 2005.

5.

Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6.

Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.:
«Аквариум», 1996.

7.

Дмитри
ева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.


М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8.

Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9.

Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов.



СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10.

Могилевская С. У лиры семь с
трун: Научно
-
художественная литература
ра / художник Н. Мищенко.


М.: Дет. лит., 1981.

11.

Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш.


М.: НИ «Большая Российска
я энциклопедия», 1998.

12.

Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно
-
правовых
документов и методических материалов.


М.: Вентана
-
Граф, 2008.

13.

Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература
.


М.: Музыка, 1972.

14.

Прохорова И.А. Советская музыкальная литература.


М.: Музыка, 1972.

15.

Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы.


М.: КРОН
-
ПРЕСС, 1998.

16.

Саминг Д.К. 100 великих композ
иторов.


М.: Вече, 1999.

17.

Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я.


СПб: Композитор, 1997.

18.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика.


М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19.

Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе.


М.: Издатель
ский центр «Академия», 2001.






Видеоматериалы

О композиторах


1. Д/ф из цикла «Гении» (Скрябин А., Шостакович Д., Прокофьев С.)


2. Д/ф из цикла «Мастерская композитора» (Бах И., Бетховен Л., Паганини Н., Шопен Ф.)


3. Д/ф из цикла«Русская пятерка» (Му
соргский М., Римский
-
Корсакой Н., Бородин А.)


4. «Энциклопедия» (Бах И., Бетховен Л., Верди Дж., Глинка М., Римский
-
Корсаков Н., Лист Ф., Штраус И., Шуберт Ф.)

5. Д/ф Михаил Глинка


6. Д/ф Сергей Рахманинов


7. «Партитуры не горят». (Прокофьев. Война и

мир)


8. Д/ф из цикла «Избранники» Прокофьев С.


9. Рахманинов С.


М.И.

Глинка

1. М.И.Глинка. Энциклопедия

2.

Д/ф

«М.И.Глинка»

3. Опера «Иван Сусанин»

4. Опера «Руслан и Людмила»


Н.А. Римский
-
Корсаков

1.Фрагменты из оперы «Садко»

2. Фрагменты из оперы
«Снегурочка»

3. Д/ф о Н.А. Римском
-
Корсакове

4. Х/ф «Римский
-
Корсаков»

5. Д/ф «Русская пятерка. Н.А. Римский
-
Корсаков»

6. М/ф «Сеча при Керженце»

7. «Золотой петушок». Опера

8. Н.А. Римский
-
Корсаков. Энциклопедия.


Иоганн Себастьян Бах

1. Энциклопедия.
И.С.Бах

2.

Д/ф «
Иоганн Себастьян Бах
»

3.

Д/ф «Знаменитые композиторы. И.С.Бах»

4. Д/ф «Великая музыка великих городов. Лейпциг.

Бах»

5. И. С. Бах


Месса си
-
минор


6
.
И.С.Бах
.
Величайшие произведения для органа


Джузеппе Верди


1. Х/ф «Джузеппе Верди»


2. Д/ф «По следам Верди»


3. Опера Дж. Верди «Риголетто» (Ренато Брузон, Роберто Аланья)


4. Фильм
-
опера «Риголетто» (Юрий Мазурок)


Джордж Гершвин


1. Музыка Гершвина в исполнении Фицджеральд, Армстронга, Питерсона и др.


2. Первый фортепианный концерт.


3. Рапсодия в голубых тонах.


4. Фильм
-
опера «Порги и Бесс»



Балеты

1. «Болеро»

М.Равеля

2. фр
-
ты из балета «Чиполлино» К.Хачатуряна

3. фр
-
ты из балета «Гаянэ» А.Хачатуряна

4. фр
-
ты из балета «Лебединое озеро»

П.Чайковского

5. фр
-
ты из балета «Ромео и Дж
ульетта»

С.Прокофьева

6. «Маскарад» А.Хачатуряна

7. «Петя и волк» С.Прокофьева (
Балет Королевского театра Ковент
-
Гарден)

8. «Петя и волк» (русская версия)

10
. фр
-
ты из балета «Конек
-
горбунок» Р.Щедрина

11. «Кармен
-
сюита» Р.Щедрина


Балеты


1. «Гаянэ» А.Ха
чатуряна (фр
-
ты)


2. «Лебединое озеро» П.Чайковского (фр
-
ты)


3.«Петрушка» И.Стравинского ( Парижская национальная опера. Пале Гарнье )


4. «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (балет поставлен Кеннетом Макмилланом в театре «
La

Skala
» в январе 2000 года)


5. «
Болеро» М.Равеля


6. «Озорные частушки» Р.Щедрина


Мюзиклы

1.
Фрагменты

из

мюзикла

«
Notre

Dame

de

Paris
»

2. Фрагменты из мюзикла «Ромео и Джульетта»

3. «Ромео и Джульетта» (мюзикл)

4. «Кошки» (мюзикл)

5. «Notre Dame de Paris» (
мюзикл
)

6. Фрагмент из мюзикл
а «Кошки» Memory


Рок

-

оперы


1. «Юнона и Авось» А.Рыбникова


2. «Иисус Христос


суперзвезда»







Приложенные файлы

  • pdf 87452673
    Размер файла: 979 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий