Портрет композитора, фонохрестоматия (5 класс). 1.13. Фонохрестоматия по музыке (5 класс), портреты композиторов.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________/Семенова О.А./
Протокол № 1
от 29 августа 2017 г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Березовская СОШ»»
_____________/Шарыгина А. В./
29 августа 2017 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «Березовская СОШ»
_____________/Липовская С. В./
Приказ № 203
от 01 сентября 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке 5 класс

Составитель: Сорокин Виктор Николаевич
учитель музыки
высшей квалификационной категории
Период реализации программы 2017 - 2018 учебный год
Рассмотрена на педсовете
протокол № 8 от 30.08.2017
с. Березовка 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г № 1897 (с изменениями 31 декабря 2015 года).
Федеральный перечень учебников (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Березовская СОШ» (утверждена приказом от 26.01.2016 № 11).
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «Березовская СОШ» (приказ от 28.03.2017г № 57).
Учебный план основного общего образования МБОУ «Березовская СОШ» (утвержден приказом от 30.08.17 №153).
Годовой календарный учебный график МБОУ «Березовская СОШ» (утвержден приказом от 30.08.17 №153).
При составлении рабочей программы были использованы следующие учебно-методические материалы:
Сергеевой Г.П., «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 5-7 классы. – Москва: Просвещение, 2011год).
Изучение музыки по данной программе в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышление, фантазии и воображения;
развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Задачи обучения:
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. (1 ч в неделю). Из них в 5 классе:
Музыкальных викторин – 3;
Тестирование -- 4
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод художественного контекста;
-метод создания «композиций»;
-метод междисциплинарных взаимодействий;
-метод проблемного обучения;
-метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системно-деятельностного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве
Формы и виды организации деятельности учащихся: на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
Основные виды учебной деятельности школьников
Восприятие музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во сем многообразии ее видов , жанров и форм.
Вокально-хоровая деятельность. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
В слушательской деятельности это умения:
воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:
интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.
Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.
В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
В игре на музыкальных инструментах это — навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.
В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.
В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.
В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит  в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.
В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).
Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся 5 класса возможность:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Тематическое планирование учебного предмета «Музыка»
№ п\п Наименование раздела и темы
урока Всего часов Виды деятельности
обучающихся Наглядные пособия и технические средства
I. Музыка и литература 16 1.1. Что роднит музыку с литературой 1 Нотная хрестоматия (5 класс)
1.2. Вокальная музыка 1 Словарь муз. терминов
1.3. «Россия, Россия, нет слова красивей» 1 Сборник песен, нотный и поэтический текст Гимна России
1.4. Вокальная музыка. «Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах». Звучащие картины 1 Таблица (средства музыкальной выразительности)
1.5. Фольклор в музыке русских композиторов 1 Схема (расположения инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестра)
1.6. Фольклор в музыке русских композиторов 1 Портреты композиторов
1.7. Жанры инструменальной и вокальной музыки 1 Карточки с обозначением музыкальных жанров
1.8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. 1 Тестирование Нотная хрестоматия (5 класс);
тестовые материалы
1.9. Обобщение материала 1-й четверти. 1 Музыкальная викторина Фонохрестоматия по музыке (5 класс)
1.10 Всю жизнь мою несу родину в душе
1 Компакт-диск (5 класс), гитара
1.11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
1 Учебник, творческая тетрадь
1.12 Творчество В. А. Моцарта 1 Портрет композитора, фонохрестоматия (5 класс)
1.13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
1 Схема (графическая партитура)
1.14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1 Фонохрестоматия по музыке (5 класс)
1.15. Музыка в театре, кино, на телевидении
1 Тестирование Клавишный синтезатор, фонохрестоматия по музыке (5 класс), тестовые материалы
1.16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора. 1 Музыкальная викторина Цифровой компонент учебно-методического комплекта учебник, творческая тетрадь
II. Музыка и изобразительное искусством 18 2.1. Что роднит музыку с изобразительным искусством
1 Клавишный синтезатор, слайды (произведения изобразительного искусства)
2.2. Небесное и земное в звуках и красках 1 Фонохрестоматия по музыке (5 класс), портреты композиторов
2.3. «Звать через прошлое к настоящему». Исторические события в музыке 1 Учебник, творческая тетрадь, нотная хрестоматия (5 класс)
2.4. Кантата «Александр Невский» 1 Учебник, творческая тетрадь, фонохрестоматия (5 класс)
2.5. Музыкальная живопись и живописная музыка 1 Компакт-диск (слайды с произведениями изобразительного искусства)
2.6. Музыкальная живопись и живописная музыка 1 Клавишный синтезатор
2.7. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве 1 Комплект колокольчиков, клавишный синтезатор
2.8. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве 1 Творческая тетрадь, схема (графическая партитура)
2.9. Портрет в музыке и изобразительном искусстве
1 Компакт-диск (слайды с произведениями изобразительного искусства)
2.10. Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве 1 Тестирование Карточки с изображением исполнительских средств выразительности
2.11. Оркестр Бетховена играет… Обобщение материала 3-й четверти 1 Музыкальная викторина Схема (графическая партитура)
2.12. «Застывшая» музыка
1 Компакт-диск (слайды с произведениями архитектуры)
2.13. Полифония в музыке и живописи 1 Схема (графическая партитура), учебник, творческая тетрадь
2.14. Музыка на мольберте 1 Альбомы для рисования, кисти, краски, фонохрестоматия (5 класс)
2.15. Импрессионизм в музыке и живописи 1 Клавишный синтезатор, Альбомы для рисования, кисти, краски
2.16. «О подвигах, о доблести, о славе…» 1 Нотная хрестоматия, фортепиано
2.17. «В каждой мимолётности вижу я миры…» 1 Клавишный синтезатор
2.18. Мир композитора. С веком наравне. Обобщение материала 4-й четверти. 1 Тестирование Компьютер, проектор, экран
Всего - 34 урока, из них
Музыкальная викторина – 3
Тестирование – 4 Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников.
       Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:
Личностные
Метопредметные;
Предметные.
Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества. Под метопредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные – коммуникативные и способы регуляции своей деятельности:
Планирование;
Контроль;
Коррекция.
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов с учетом:
1. Предметных знаний;
2. Действий с предметным содержанием.
По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в  виде баллов:
0 б. – не научился (не проявил данное умение)
1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)
2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)
Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль проводится в каждом классе один раз в полугодие.
Это дает возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.
Базовый уровень достижений демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовыми (опорными) знаниями является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижение базового уровня соответствует отметке «удовлетворительно» или «зачтено».
Уровни, превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»; высокий уровень, оценка «отлично». Индивидуальные
траектории обучающихся целесообразно формировать при повышенном и высоком уровнях достижений с учетом интересов и планов обучающихся на будущее.
Ниже базового выделены уровни: пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно»; низкий уровень – оценка «плохо». Группа учащихся, демонстрирующих пониженный уровень достижений планируемых результатов, требует специальной диагностики затруднений в обучении и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня. Учащиеся с низким уровнем освоения планируемых результатов, как правило, демонстрируют отдельные фрагментарные знания по предмету, дальнейшее обучение при этом невозможно. Таким учащимся требуется помощь не только по учебному предмету, но и необходимо сформировать у них мотивацию к обучению, развитию интереса к обучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др.
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения
Планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Методы оценивания:
  1. Рейтинговая накопительная система оценки достижений учащихся.
  2. Портфолио учебных достижений, в который могут входить
- афиши изученных песен;
- список прослушанных произведений;
- рефераты, сообщения, доклады, исследовательские работы, оформленные
  письменно;
- творческие произведения (стихотворения, рисунки, эссе, музыковедческие анализы,
   музыкальные аранжировки )
- компьютерные презентации;
- самоанализ с оценкой.
 3. Приемы самооценки и взаимооценки в образовательном процессе.
 4. Защита учебных проектов как форма оценки достижений учащихся.
  Новые формы технологии и формы оценивания направлены на развитие активной личности учащегося, способного осознанно сделать выбор в видах деятельности, оценить результаты собственного творческого роста, определить трудности в освоении темы и пути их преодоления.
Общие психолого-педагогические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе.
- ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке, когда точкой отсчета становится ученик, специфика его развития, особенности его учебной деятельности;
- оптимистический взгляд на учащихся – ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление даже самого небольшого продвижения в усвоении материала;
- использование оценок как обратной связи – необходимой для ученика информации об эффективности его работы, а не как средства жесткого контроля, давления;
- контроль не только за результатом, но и за процессом  учебной работы школьника;
- включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки, развитие самоконтроля у детей;
- эмоциональная включенность учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих ребёнка;
- создание положительного фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик.
Критерии оценивания учащихся:
Отлично
Ответ содержит правильную характеристику содержания музыкального произведения и тех известных ученикам (в соответствии с учебной программой) средств музыкальной выразительности, которые имеют наибольшее значение при передаче данного музыкального образа.
Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели, звуковой картины, пластического этюда, соответствующих музыкальному образу.
Создание исполнительского плана в соответствии с композиторским замыслом и его самостоятельное воплощение с помощью соответствующих характеру и стилю музыкального произведения средств в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Свободная импровизация.
Хорошо
В ответе дана правильная характеристика содержания музыкального произведения и средств музыкальной выразительности, но они рассматриваются в отрыве друг от друга.
Создание исполнительского плана, предусматривающего использование широкого спектра исполнительских средств, в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования.
Использование различных способов развития музыкальной мысли в процессе сочинения и импровизации.
Удовлетвлрительно
Ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в знаниях, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно.
Ответ в основном правильный, но не полный: содержит характеристику только эмоционального содержания музыкального произведения и недостаточно раскрывает то, какими средствами музыкальной выразительности оно передано.
Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования без использования нотной записи. Фрагментарное воспроизведение музыкального материала, предусмотренного учебной программой.
Неудовлетворительно
1. Ученик затрудняется дать характеристику даже эмоционально-образного содержания музыкального произведения , а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены существенные ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
2. Плохое распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой.
3. Нет распознавания музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.
Основные виды контроля при организации работ: вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный.
Формы контроля
- Вокально-хоровая деятельность. Исполнение выученного произведения классом, отдельными вокальными группами.
- Инструментальное музыцирование. Исполнение на музыкальных инструментах аккомпанемента к вокально-хоровым произведениям, исполнение инструментального произведения в ансамбле с учителем и др.
- Восприятие музыки. Выполнение задания – рисование настроения музыки, передача в цвете характера музыки; сочинение сказки, стихотворения, эссе на услышанную музыку; рассуждение о музыке.
Формы контроля в конце четверти, учебного года
В конце четверти проводится обобщающий урок в различных формах (устные и письменные музыкальные викторины, конкурсы-викторины на лучшее знание тем, постановка обрядов, исполнение песен).
В конце года проводится урок – концерт и тестирование учащихся.
В качестве форм промежуточного контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров музыкального произведения, анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и т.д.
Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных образовательных программ.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная учебная литература
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 5-7 классы. – Москва: Просвещение,
20 11год.
Критская, Е. Д. Интонационный анализ – творчество учителя и ученика / Е. Д. Критская // Искусство в школе, № 1. – М., 1993. – С. 34 – 45.
Критская Е. Д. Музыка: 5 - 7 кл. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 207 с
Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г
Дополнительная литература
Алиев, Ю. Б. Настольная книга учителя музыки / Ю. Б. Алиев – М.: Просвещение, 2000. – 361 с.
Бочкарёв, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарёв – М.: 1978. – 198 с.
Виноградов, Л. В. Методическое пособие для учителя / Л. В. Виноградов. – М.: Ассоциация педагогов – музыкантов «Элементарное музицирование». Учебно-методический центр, 1990. – 97с.
Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М.: Просвещение, 1993. – 194 с.
Искусство и школа. Книга для учителя / сост. Василевский А. К. – М.: Просвещение, 1981. – 288с.
Исследования художественных интересов современных школьников / под ред. Е. В. Квятковского, Ю. У.Фохта-Бабушкина. – М., 1974. – 123 с.
Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д. Б.Кабалевский // Программно-методические материалы. Музыка. – М.: Музыка, 2004. – 216 с.
Кабалевский, Д. Б. Сила искусства / Д. Б. Кабалевский. – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1984. – 142 с.
Критская, Е. Д. Интонационный анализ – творчество учителя и ученика / Е. Д. Критская // Искусство в школе, № 1. – М., 1993. – С. 34 – 45.
Науменко, Г. М. Этнография детства: сборник фольклорных и этнографических материалов / Запись, составление, нотации и фоторгафии Г. М. Науменко – М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Изд-во «Беловодье», 1998. – 390 с.
Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М., 1997. – с.390.
Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия / В. И. Петрушин – М.:Музыка, 1999. – 298 с.
Покровский, В. А. Фольклор и музыкальное восприятие / В. А. Покровский // Восприятие музыки / Сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – 167 с.
Попова, Т. В. Основы русской народной музыки / Т. В. Попова. – М.: Музыка, 1977. – 456 с.
Серов, А. Н. Русская песня как предмет науки / А. Н. Серов, избр. статьи, т. 1. – М., 1974 – 286 с.
Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. – 95
Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М., 1978. – 287с.
Щуров В. М. Жанры русского фольклора: Учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В. М. Щуров. – М.: Музыка, 2007.
Щуров В. М. Жанры русского фольклора: Учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. Ч. 2: Народные песни и инструментальная музыка в образцах / В. М. Щуров – М.: Музыка, 2007.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3.. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4.. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
5..Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b1646.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/7.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/Лист внесения изменений и дополнений в Рабочую программу
по предмету: Музыка 5 классучитель:

п/п Класс Дата внесения изменений Характеристика изменений
Реквизиты документа, которым закреплено изменение Ф.И.О. сотрудника, внёсшего изменения и причина

Приложенные файлы

  • docx 87454295
    Размер файла: 50 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий