«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012г · фонохрестоматия для 5 класса · Г.П. Сергеева «Музыка.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»






Образовательная программа

по
__музыке_____________

класс _________
5
________________

уровень
__
общеобразовательный
________







г. Ханты
-
Мансийск, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная
рабочая
программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5
-
7 классы»
Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
Москва. «Просвещение» 2010
г., рекомендованной (
допущенной) Министерством

образования РФ,
в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным
планом образовательного учреждения
, составленной в
соответствии со стандартами второго поколения.


Авторская программа используе
тся в данной рабочей программе без изменений.

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:



Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273
-
ФЗ «Об образовании в РФ»;



Приказ Министерства образования РФ от 17.12
.2010 г. №1897, зарегистрированный Минюстом России 1 февраля 2011 г. №19644, «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.



Приказ Министерства образования РФ от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении и
зменений в приказ Министерства образования и науки
РФ от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;



Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно
-
методическим
объед
инением по общему образованиию (протокол заседания от 08 апреля 2015 №1/15);



Письмо
Департамента образования и молодежной политики ХМАО
-
Югры от 1 июня 2015 г. № 5528 «О направлении ПООП».



Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 «О
внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821
-
10 «Санитарно
-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях».




Инструктивно
-
методическое письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО
-
Югры
«О примерном режиме работы
образовательных организаций, расположенных на территории ХМАО
-
Югры в 2016
-
2017 учебном году» от 18.08.2016 №10
-
исх
-
7483.



Инструктивно
-
методическое письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО
-
Югры «О примерном режим
е работы
образовательных организаций, расположенных на территории ХМАО
-
Югры в 2016
-
2017 учебном году» от 18.08.2016 №10
-
исх
-
7483.



Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5».

При работе по д
анной программе предполагается использование следующего учебно
-
методического комплекта:





Программа «Музыка 5
-

7классы. Искусство 8
-
9 классы», М.,
Просвещение, 2012
г.



Методическое пособие для учителя «Музыка 5
-
6 классы», М., Просвещение, 2012г.



«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.

5 класс», М., Просвещение, 2012
г



фонохрестомат
ия для 5 класса



Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 С
D
,
mp

3, М, Просвещение, 2012

г.



учебник «Музыка.

5 класс», М., Просвещение, 2015
.

Программа и УМК

Критской

Е.Д., Сергеевой

Г.П., Шмагиной

Т.С. «Музыка»

полностью обеспечивают содержание государственного
образовательного стандарта в основной школе. Для выполнения следующих дидактических единиц государственного стандарта: «панор
ама
музыка
льной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре; знакомство с творчеством
региональных музыкальных коллективов и солистов


исполнителей народной, академической и эстрадной музыки; раскрытие панорамы
совреме
нной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников
центров региональной музыкальной культуры и музыкального образования» нужно внести дополнения по реализации музыкально
-
краеведческого
с
одержания в рабочие программы для 5
-
7 классов.


Содержание программы базируется на нравственно
-
эстетическом, интонационно
-
образном, жанрово
-
стилевом постижении школьниками
основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золо
той фонд классической музыки, сочинения
современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Цель

общего музыкального образования и воспитания


развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной
к
ультуры


наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование
целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

В качестве приоритетных в

данной программе выдвигаются следующие
задачи и направления:

-
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно
-
эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение
культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусс
тва, раскрывающих духовный опыт поколений;

-
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным
музыкальным наследием; эмоционально
-
ценностного, заинтересованного отношения к искусству,
стремления к музыкальному самообразованию;

-
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

-
освоение жанрового и стилевого
многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка,
интонационно
-
образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

-
овладение художественно
-
практическими умениями и навыками в разнообразных ви
дах музыкально
-
творческой деятельности (слушании музыки
и
пении,
музыкально
-
пластическом
движении,
драматизации

музыкальных
произведений
)
.

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея позна
ния
школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, явля
ется
введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого
рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей куль
туре,
своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов Рос
сии и мира,
развитие самосознание ребенка.

Основными
методическими принципами

программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора
-
исполнителя
-
слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интона
ционности; принцип диалога культур. В целом
все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально
-
эстетического отношения к искусству и жизни.

Рабочая программа рассчитана на 3
5 часов
в
год (1 час в неделю).























ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

5 КЛАСС


Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие ви
дов музыкально
-
творческой деятельности, активное
включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна
комство с жанровым и стилевым
многообразием классическо
го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на
дан
ном этапе приобретает

в большей степени деятельностный ха
рактер и становится сферой выражения личной творческой инициативы
школьников, результатов художественного со
трудничества, музыкальных впечатлений и эстетических пред
ставлений об окружающем мире.

Программа создана на о
снове преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных
знаний, расширение опыта музы
кально
-
творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным
традициям. Решение

ключевых задач личностного и познавательного, со
циального и коммуникативного развития предопределяется
целенаправленной организацией музыкальной учебной дея
тельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участ
ников в художественно
-
педагогическом пр
оцессе.

Преемственность содержания программы 

II классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

-

освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства


интонационной природы музыки, цитрон, стилей, язык
а
произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

-
включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;

-
расширение музыкально
-
слуховых представл
ений школьников, развитие ассоциативно
-
образного мышления школьников на основе
совершенствования «внутреннего слу
ха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;

-
формирование способов, умений и навыков творческ
ой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов
различных видов искусства на уроках музыки.



П
рограмм
а построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет
кость поставлен
ных задач
и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и

уроков
коллективной творческой дея
тельности, что способствует качеству обучения и дости
жению более высокого уровня ка
к предметных, так
личностных и метапредметных результатов обучения.



Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия


связи музыки и
изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но,

напротив,
связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.


Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей,
психологией музыкаль
ного восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.


Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать
духовный опыт поколений, н
равственно
-
эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его
душевное состояние.













МЕСТО УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

5 КЛАСС


На реализацию программы по музыке в

5а,б,в,г

классах отводится 35 часов (35 учебных

недель
)
-

1 час в неделю.

















РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС

Знать/понимать:



специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;



взаимодействие музыки с
другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;



роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;



стилистические особенности музыкального языка Римско
го
-
Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С.,
Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.

Уметь:



находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;



размышлять о знаком
ом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;



различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;



находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;



творчески ин
терпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально
-
ритмическом движении, поэтическом слове,
изобразительной деятельности;



участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре н
а простейших
шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:



развивать умения и навыки музыкально
-
эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;



проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально
-
эстетической жизни класса, школы.



Метапредметными результатами
изучения музыки являются основные способы деятельности, применение при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях:



Сравнение,
анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;



Работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;



Умение участвовать в музыкально
-
э
стетической жизни класса, щколы, села, города и продуктивно сотрудничать (общаться,
взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.





Личностными результатами
изучения музыки являются:



Развитое музыкально
-
эстетическое чувств
о, проявляющееся в эмоционально
-
ценностном отношении к искусству;



Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных
образов;



Позитивная самооценка своих музыкально
-
творческих возможнос
тей.



Предметными результатами
изучения музыки являются:



Устойчивый интерес к
музыке, к

художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально
-
творческой
деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;



Освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;



Знание осн
овных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно
-
творческой деятельности.











РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС

Изучение предмета

«Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.



Личностные результаты

отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета «Музыка» в 5 классе:

-
-

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознани
е своей этнической и национальной принадлежности; знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценносте
й
многонационального российского общества;

-

ответственное отношение к уче
нию, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;

-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в

нем
взаимопонимания; эт
ические чувства доброжелательности и эмоционально
-
нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и
сопереживание им;

-
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно

по
лезной, учебно
-
исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходи
мости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;



Метапредметные результаты

характеризуют уровень сформированности

универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в
познавательной и практической деятельности учащихся
-

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-

умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной за
дачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;55%

-

владен
ие основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;60%

-

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять

функции и роли
участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;65%

-

формирование и развитие компетентности в области использования информационно
-
коммуникационных технологий; стремление к
самостоятельному общению с иск
усством и
художественному самообразованию;
70%




Предметные результаты
обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

-

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно
-
нравственного развития, со
циализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в разв
итии
мировой культуры;65%

-
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и сл
уха), а так же образного и ассоциативного мышления,
фантазии и творческого воображения;70%

-
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в

многообразных видах музыкальной деятел
ьности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;60%

-
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и
других народов мира, классическому и современному
музыкальному наследию;65%

-
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью;60%

-
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательно
й музыкально
-
учебной деятельности, включая
информационно
-
коммуникационные технологии;60%

-
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально
-
творческих задач.55%












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС

В

рабочей программе рассматриваются

разнообразные явления му
зыкального

искусства в

их взаимодействии с художественными образами
других искусств


литературы
(прозы и поэзии),
изобразительного искусства
(живописи, скульптуры, архи
тектуры, графики, книжны
х
иллюстраций и др.)
театра
(опе
ры, балета, оперетты, мюзикла, рок
-
оперы),
кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих те
мам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное ис
кусство».

Такое
деление учебного материала весьма условно,
так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред
полагает его рассмотрение в
содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.


Тема года:

“Музыка и другие виды искусства”


Тема 1: “Музыка и литература”
(17 часов)





Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых
лежит поэзия,
-

песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфон
ия), а также таких
инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звон
ов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах котор
ых «звучит» музыка.
Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенд
ы.Что роднит
музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис
кусства. Интонационные особенности языка народной, п
рофес
сиональной, религиозной музыки
(музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусс
тв. Вокальная
музыка. Фольк
лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокаль
ной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му
-
зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба
лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных
форм музицирования и творче
ских заданий в освоении содержания
музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и
выразительных средств музыки и литературы.


Тема 2: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)





Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодейст
вие трех искусств


музыки, литературы,
изобразительного искусства


наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а
также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»
), н
ародного

творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно
представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем вооб
ражении ту
или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного соде
ржания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие
музыки с изобразительным искусством. Ис
торические события, картины природы, разнообразные харак
теры, портреты людей в различных видах
искусства. Образ му
зыки разных эпох в изобразительном

искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че
рез
прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис
ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус
стве. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Рол
ь дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь
бы и победы в искусстве. Архитектура


застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком
позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи.
Тема защиты Отечества в муз
ыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче
ских заданий в освоении
содержания музыкальных образов.


Тема
I
:

“Музыка и литература” (17 часов)

Урок 1.
Что роднит музыку с литературой

(1ч)

Интонационно
-

образ
ная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь
для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.
Что стало бы с

музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с
литературой, если бы не было музыки?

Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее

влияние на другие
искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходст
во

выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка,

перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно
-

образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и
мелодиях, музыкального

искусст
ва как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания,

установления связи с жизнью и с
другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2.
Вокальная музыка.
(1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общн
ости и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные
истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине

музыки.
Взаимосвязь
музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня


верный спутник человека.

Урок 3.
Вокальная музыка.
(1ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного му
зыкального творчества как части общей культуры
народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности
обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с

различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально
-
хоровых навыков. Особенности
песенных жанров.
Календарные песни
. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные,
хвалебные,
шуточные
,
сатирические, игровые, хороводные
,

лирические песни
. Песни
-

заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и

художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социально
й
направленнос
ти


на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя
предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о
счастье, о дружбе, о
жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды.

Урок 4.

Вокальная музыка.

(1ч)


Развитие жанров камерной вокальной музыки


романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чув
ства человека, его
отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре


романс.

Урок 5.
Фольклор в музыке русских композиторов
(1ч)


Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения
человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жа
нры
рус
ской народной музыки
.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вок
альные
сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний,

сказок разных народов и др.)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыр
ажения
человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народ
ной музыкальной культуры.

Урок 6.

Фольклор в музыке русских композиторов.

(1ч)


Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального
фольклора народов России и других народо
в мира, их ярко выраженная национальная самобытность.


Урок 7.
Жанры инструментальной и вокальной музыки
(1ч)


Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкально
й
школы.

Пред
ставление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой
-
либо литературной основой (вокализ, песня
без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия

и выразительности
песни без слов

и
романса



инструментальной и вокальной
баркаролы
. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых
музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8.
Вторая жизн
ь песни

(1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной

музыки: симфония,
концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музы
ку народ, а
мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий:
интерпрета
ция,

обработка, трактовка
.

Урок 9.
Вторая жизнь песни

(1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народно
м
стиле.


Связь между музыкой русской композиторской музыкой и
народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10.
Всю жизнь мою несу родину в душе…
(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы,
развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Оп
ределение
средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие ка
ртины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве
писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохнов
ение
композиторов, поэтов, писателей, их размышления
о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и
талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Урок 11.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
(1ч)

Романтизм в западно

европейской музыке:

осо
бенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной
инструментальной музыки


прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и

писателей, расширение представлений о

творчестве запад
но

-

европейских
композиторов


Ф.Шопен.

Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в
литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситу
ации, события. Творчество
Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил
прелюдию
как самостоятельный вид
творчества, открыл новое направление в развитии жанра

этюд
а, никогда не отделяя техническую сторону и
сполнения от художественной.

Урок 12.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
(1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт


Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений
о творчестве
западноевропейских композиторов


В.А. Моцарт и Ф.Шопен.

Реквием.
Музыка не только раскрывает мир человеческих

чувств, настроения,
мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя,
характеры,
ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны мн
огогранных реальных характеров.

Урок 13.
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

(1ч.)


Развитие жанра


опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникае
т на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности
вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы
-

(
увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр,
оркестр).

Урок 14.

Второе путе
шествие в музыкальный театр. Балет

(1ч)



Развитие жанра


балет. Формирование русской классической школы
.

На основе имеющегося музыкально
-
слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто
балетного спектакля, о
сновой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет
-
искусство
синтетическое
.
В нем воедино переплетены различные виды

искусства: литература
, инструментально
-
симфоническая музыка, хореография
,
(танцоры
-
со
листы, кордебалет
-

массовые сцены), драматическое и изобразительное

искусство (театральное действие, костюмы, декорации
).

Урок 15.

Музыка в театре, кино и на телевидении

(1ч)

Творчество отечественных композиторов


песенников, роль музыки в театре, кино и
телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъ
емлемая часть
произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразите
льного искусства и музыки.
Киномузыка


одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или
воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена де
йствия в кино, короткое дыхание
кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Урок 16.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

(1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серье
зной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального
искусства. Знакомство с жанром мюзикл.


Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.
-
Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат сти
хи Т. Элиота.
Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отли
чие от оперы все
действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Урок 17.
Ми
р композитора
. (1ч)

Обобщающий урок по теме первого полугодия.


Тема 2: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)


Урок 18.
Что роднит музыку с изобразительным искусством.

(1ч)



Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Богатство музыкальных образов (лирические).


Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные
(живописные) образы.
Специфика средств художественной выразительности живописи.

Отражение
одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19.
Небесное
и земное в звуках и красках
.

(1ч)



Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.


Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского
искусства.

Образ Богоматери как
олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном ис
кусстве.

Урок 20.
Звать через прошлое к настоящему.

(1ч)



Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические,
эпические) и

особенности
их драматургического

развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность.
Изобразительность.
Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21.
Звать

через прошлое к настоящему.

(1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико
-

эпические) и особенности их
драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопост
авление героико


эпических образов музыки с образами изобразительного
искусства. Песня
-
плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22.
Музыкальная живопись и живописная музыка

(1ч)

Общее и особенное в русском и западно


европейском иску
сстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве
выдающихся композитов прощлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов
-

романтиков. Развитие музыкального, образно
-
ассоциативного
мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин
природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23.
Музыкальная живопись и живо
писная музыка

(1ч)

Общее и особенное в русском и западно


европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве
выдающихся композитов прощлого.


Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшн
ость
отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзаж
а

Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроени
й,
состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.


Урок 24.
Колокольность в музыке и изобразительн
ом искусстве.

(1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.


Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки
-

на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность


важный элемент национального мировосприятия. Красота зву
чания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека.
Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям
, которым
стремились следовать многие поколениям русских лю
дей.

Урок 25.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

(1ч)



Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусс
тва. Великое прошлое родной земли, прекрасные
памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26.
Волшебная палочка дирижера.
(1ч)



Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.


Значение дирижера в исполнении симфонической м
узыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы
инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27.

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

(1 час)



Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры
-
Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки
композитором, особенности её симфонического ра
звития.

Урок 28.
Застывшая музыка.

(1ч)


Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада
письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи.

Гармония в

синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного
искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29.
Полифония в музыке и живописи.
(1ч)


Музыка И.Баха как вечно живое искусст
во, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра


фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).


Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи.
Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30.
Музыка на мольберте.

(1ч)



Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника
-

композитора М.Чюрлёниса.
Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес.
Цв
етовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната.
Allegro
,
Andante
.

Урок 31.

Импрессионизм в музыке и живописи.
(1ч)



Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Де
бюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всег
да
раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы разли
чных искусств,
не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32.
О подвигах, о доблести и славе...
(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов
-

драматические, героические.

Развитие исторической памяти
подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.
Музыкальный жанр


Реквием.

Урок 33.
В каждой мимолетности вижу я миры…
(1ч)

Богатство музыкальных
образов и

особенности их
драматургического разв
ития

в камерном


инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление
музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок

34.

Мир композитора. С веком наравне.
(1ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере
произведений русских и зарубежных композиторов.


Урок 35.
Заключительный урок


кон
церт.
(1ч)

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта ш
кольников, опыт исполнительства

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Учебно
-
методический комплект «Музыка 5
-
9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:



Программа «Музыка 5
-

7классы. Искусство 8
-
9 классы», М., Просвещение, 2012
г.



Методическое пособие для учителя «Музыка 5
-
6 классы», М., Просвещение, 2012
г.



Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.

5 класс», М., Просвещение, 2012
г



Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс»
фонохрестоматия. 1 С
D
,
mp

3, М.
, Просвещение, 2012

г.



Учебник «Музыка.
5 класс», М., Просвещение, 2012
г.

1.

Методические пособия для учителя.

Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1
-
8 классы [Текст] : метод, пособие с электро
нным приложением /
Л. В. Золина.
-

М. : Глобус, 2008.

Затямина Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина.
-

М. : Глобус, 2008.

Курушина Т. А. Музыка. 1
-
6 классы [Текст] : творческое развитие учащихся. Конспекты уроков / Т. А. Курушина.
-

Вол
гоград : Учитель,
2009.

Музыка в 4
-
7 классах [Текст] : пособие для учителей / под ред. Э. Б. Абдуллина.
-

М. : Просвещение, 1988.

Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя
-
музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев.
-

М. : Владос, 2002.

2. Дополнительная
литература для учащихся.

Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин.
-

М. : Музыка, 1984.

Куберский И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Ми
нина.
-

СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золо
той
век», 1996.

Музыка [Текст] : большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш.
-

М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн.
-

СПб. : Компози
тор, 1997.

Булучевский В. С.
Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучевский В. С. Фомин.
-

Л. : Музыка, 1988.

Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдо
ва.
-

М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.






СРЕДСТВА

ОБУЧЕНИЯ



1.Печатные пособия.



Комплект портретов композиторов.




Демонстрационный материал «Муз
ыкальные инструменты»

2.Информационно
-
коммуникационные средства.



Антология русской симфонической музыки (8 СО).



Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 СО).



Большая
энциклопедия России: Искусство России (1 СО).



Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 С
D
).



Мультимедийный интерактивный курс «Учимся понимать музыку» (1 С
D
).



CD


диск. Музыка. 5 класс. Сергеева. Критская./ М., Просвещение. 2013г.



3.Интернет
-
ресурсы.



Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс).


Режим доступа:
http
: //
ru
.
Wikipediaorg
/
wiki
.



Классическая музыка (Электронный ресурс).


Режим доступа:

http
//
classic
.
Chubrik
.
Ru



Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс).


Режим доступа:
http
//
www
.
music
-
dic
.
ru



Музыкальный словарь (Электронный ресурс).


Режим доступа:
http
//
dic
.
akademik
.
ru
/
contents
.
NSF
/
dis
.
music



http://www.1september.ru



http://www. zavuch.info



http://
www.minobr.ru



www.pedsovet.org

4.Технические средства обучения:

компьютер, интерактивная доска, колонки, музыкальный центр.

5.

Учебно
-
практическое
оборудование:

музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений
для крепления демонстрационного мате
риала.










КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при

изучении, как отдельных разделов, так и всего курса предмета
«Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и

умения
по пройденным темам проверяю
тся письменными

тестовыми задани
ям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка
выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

9
0
% и более

Отлично

75
-
9
0
%

Хорошо

50
-
7
5
%

Удовлетворительно

Менее
50
%

Неудовлетворительно


При выполнении

практической работы и тестовой работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения матер
иала
выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на прак
тике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.



Грубая ошибка


полностью искажено смысловое значение понятия, определения



Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствую
щие о нечетком представлении рассматриваемого объекта



Недочет
-

неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Треб
овать от
учащихся материала, который не входит в школьный курс истории
-

это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные нарушением прав
учащегося (« Закон об образовании»)

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях вы
ставляется

Отметка «5»
-
верное выполнение всех заданий трех уровней

(материал программного уровня, требующий от учеников творческого подхода к решению заданий))

Отметка «4»
-
верное решение всех заданий первого и второго уровней при невыполнении заданий тре
тьего уровня или выполнение заданий
третьего уровня с ошибкой (материал программного уровня образования (частично
-
поисковый подход к решению))

Отметка «3»
-
верное решение всех заданий только первого уровня (материал базового уровня образования (репродуктивн
ый уровень))

Отметка «

-

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере
(незнание

основного программного материала)

Отметка «1»
-

отказ от выполнения учебных обязанностей.

Оценка устны
х ответов учащихся:

Отметка «5»
-

полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником

-

Изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и

символику

-

правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу

-

показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении
практического задания

-
продемонстрировано усвоение ранее изуч
енных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и
навыков.

-

Самостоятельный ответ ученика без наводящих вопросов учителя.

Отметка «4»
-

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического соде
ржания ответа

-

допущены один
-
два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя

-

допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленные по замеча
нию
учителя

Отметка «3»
-

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения,

достаточные для дальнейшего усвоения программного материала

-

имелись затруднения или допущены ошибки в опре
делении понятий, использовании математической терминологии, в чертежах,

выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя

-

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задан
ия обязательного

уровня сложности по данной теме

-

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков

Отметка «2»

-

не раскрыто основное содержание учебного материала

-

обнаружено незнание или непонимание
учеником большей или наиболее важной части учебного материала

-

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, выкл
адках,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов уч
ителя.


Приложенные файлы

  • pdf 87454297
    Размер файла: 542 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий