Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
(Приложение
9
)

Основное содержание

учебн
ого предмета «

ИЗО
»


на уровне основного общего образования


Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими
предметами является художественный образ, созданный средствами разных
видов искусства

и создаваемый обучающимися в различных видах
художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении
общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоении практического применения знаний

и основано на
межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание»,
«География», «Математика», «Технология».

Народное художественное творчество


неиссякаемый источник самобытной
красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их услов
но
-
символический
характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство
конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской
жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного
украшения. Праздничный народны
й костюм


целостный художественный
образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое
значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках
(Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое
и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели,
Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись
по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в нар
одном
искусстве.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл. Рисунок


основа изобраз
ительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет.
Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы.
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм
окружающего мира. Изображение объем
а на плоскости. Освещение. Свет и
тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила
построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Природа и художник. Пейзаж в живописи художников


импрессионистов
(К. Моне, А. Сислей). Пейза
ж в графике. Работа на пленэре.

Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные возможности ос
вещения в
портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в
изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров
-
Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изо
бражение фигуры
человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка
фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы
представлений о выражении в образах искусства нравст
венного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да
Ви
нчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне,
Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н.
Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском
искусстве XIX
века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения
«Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические
картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и
повседневность в изобразительном искусстве (
бытовой жанр). Тема Великой
Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И.
Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство
иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А
. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в
современных предметах декоративно
-
прикладного искусства. Стилизация
изображения животных.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный яз
ык конструктивных искусств. Роль искусства в
организации предметно


пространственной среды жизни человека. От
плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание
различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы
здания. Вещ
ь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в
архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле
Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитекту
ры.
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и
архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово
-
паркового
искусства. Русская усадебная культура XVIII
-

XIX веков. Искусство
флористики. Проектирование пространственной и предметной

среды. Дизайн
моего сада. История костюма. Композиционно
-

конструктивные принципы
дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура России XI

XVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему
миру человека. Архитектура Киевской Руси.
Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро
-
Суздальской Руси.
Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи
(Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля.
Шатровая

архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском,
Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века»
(парсуна). Московское барокко.

Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции
(книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в
полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое).
Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки
, визитной
карточки и др.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII
-

XIX вв.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные ш
едевры
стиля барокко в Санкт
-
Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди).
Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская
классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских художн
иков XIX века (П.А.
Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И.
Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К.
Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр
(В.И. Суриков). «Русский
стиль» в архитектуре модерна (Исторический
музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт
-

Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О.
Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

Взаимосвязь истории искусств
а и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн,
авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль
модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные
музеи мира и их роль
в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская
галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно
-
творческие проекты.

Изображение в синтетических и экранных вида
х искусства и художественная
фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник. Сценография


особый вид художественного творчества. Костюм,
грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н.
Бенуа
, М.В. Добужинский). Опыт художественно
-
творческой деятельности.
Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности
художественной фотографии. Выразительные средства фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фо
тографии и в
живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика
киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства
эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Ко
ллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).
Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук,
А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет
, репортаж и др.). Художественно
-
творческие проекты.



Приложенные файлы

  • pdf 87478855
    Размер файла: 137 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий