Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив, мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в коллективе


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Советская, 108, г. Тамбов, 392000

Тел. 72
-
37
-
38, факс 72
-
30
-
04
E
-
mail:
[email protected]


ОГРН 1066829047064

ИНН 68290211
23, КПП 682901001

30.04.2015 № 1.06
-
08/1557

На № ____________ от ______________



самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования


Руководителям
подведомственных
образовательных организаций


Р
екомендации

по фор
мированию репертуара

детских коллективов художественной направленности



Уважаемые коллеги
!


В
целях духовно
-
нравственного воспитания, формирования культуры
художественного творчества, развития художественного вкуса у детей и
педагогов

и в
связи с появле
нием в сети Интернет видеоролика с
«откровенным танцем» школьниц

г.
Оренбурга в образе «пчелок»

рекомендуем:


1.

Руководителям органов местного самоуправления,
о
управление в сфере образования

провести анализ общеразвивающих
программ дополните
льного образования художественно
-
эстетической
направленности и

репертуар
а
детских художественных коллективов.

2
.
Руководителям образовательных организаций, реализующи
м

дополнительные общеразвивающие программы художественной
,

создать

в образ
овательных организациях
Х
удожественны
е

совет
ы
.

3
.
Тамбовскому
областному
государственному бюджетному
образовательному учреждению дополнительного образования «Центр развития
творчества детей и юношества»
,

базовым организациям дополнительного
ей
:

провести
в 2015 году
областной
обучающ
ий

семинар для руководителей
образовательных организаций и педагогических работников системы
дополнительного образования по вопросу подготовки и формирования
репертуара детских коллективов

художественной направленн
ости
;

рассмотреть в
коллективов на заседани
и

областного Совета директоров организаций
дополнительного образования детей 2015 года
;

при проведении массовых мероприятий обращать особое внимание на
реперт
уар детских коллективов художественной направленности.

Информацию о проделанной работе направить в адрес ТОГБОУ ДО
«Центр развития творчества детей и юношества» на электронный адрес:

tmb
-
[email protected]

до 1 июня 2015 года.

Приложение: на
10

л.


И.о. н
ачальник
а

управления


Л.В. Филатьева



























Е.Н. Маштак, 792351



Приложение

Рекомендации

по формированию репертуара детских коллективов художественной
направленности в образов
ательных организациях


Рекомендации по формированию репертуара детских творческих
коллективов художественной направленности в образовательных
организациях (далее


Рекомендации) разработаны во исполнение письма
Министерства образования и науки Российской Ф
едерации от 15.04.2015
года № НТ
-
373/09 «Об анализе программ дополнительного образования
детей художественной направленности».

Рекомендации предназначены для руководителей органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,
руко
водящих и педагогических работников образовательных организаций,
реализующих допол
нительные общеразвивающие про
граммы
художественной направленности.

Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются с
учетом нормативно
-
правовых документов:

письмо

Министерства образования и науки Российской Федерации от
11 декабря 2006 года № 06
-
1844 «Примерные требования к программам
дополнительного образования детей для использования в практической
работе»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федер
ации от
29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О
национальной стратегии в
интересах детей на 2012


2017 годы»;

Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2014 г. № 1726
-
р «Об утверждени
и Концепции развития дополнительного
образования детей».

В соответствии с законом, дополнительные общеразвивающие
программы художественной направленности должны способствовать
эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества
детей к ху
дожественному образованию (ч 1 ст. 83 Закона «Об
образовании»).

Содержание дополнительных общеразвивающих программ
художественной направленности должно быть ориентировано на
воспитание
и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
прин
имать духовные и культурные ценности разных народов; формирование
у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями.

Изучение предметной области по программе должно обеспечивать:

осознание значения иск
усства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;

развитие эстетического вкуса, художественного мышления
обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов,
сопереживать им, чувственно
-
эмоционально оценивать гармоничность

взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

формирование интереса и уважительного отнош
ения к культурному
наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации,
их сохранению и приумножению.

Дополнительные общеразвивающие программы художественной
направленности должны основываться на принципе вариативности для
различных возраст
ных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие
творческих способностей подрастающего поколения, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.

Социально
-
педагогический смысл допол
нительных общеразвивающих
про
грамм художественной на
правленности заключается в органичном
сочетании художественно
-
исполнительского и воспитательного процессов,
придании им идейно
-
нравственной направленности. Решение этой задачи
связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа детского
художественног
о коллектива.

Именно репертуар определяет содержание деятельности и
художественный уровень коллектива, предопределяет учебно
-
воспитательную, концертно
-
исполнительскую и общественную
деятельность коллектива, способствует созданию условий формирования
всест
оронне развитой личности. Правильный подбор репертуара является
одним из наиболее ответственных моментов в творческой жизни детского
коллектива. Репертуар воспитывает художественный вкус учащихся,
расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон. Тол
ько
правильно подобранный репертуар как в художественном, так и в
техническом отношении, способствует творческому росту коллектива,
повышению его исполнительского мастерства. Репертуар должен быть тесно
связан с нравственным содержанием деятельности детско
го
художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно
эстетической жизни общества.

Особого внимания требует подбор репертуара детских
хореографических коллективов, поскольку в настоящее время популярность
хореографического искусства вели
ка и наблюдается постоянный
количественный рост танцевальных коллективов, увеличение числа их
воспитанников. Кроме того, в детском хореографическом творчестве
широко заявили о себе тенденции, связанные с обращением к синтезу
танцевальных форм и направлений

при формировании репертуара. Именно
данные тенденции, а также свобода, индивидуализация творчества,
продиктованные на современном этапе возрастанием роли духовных
факторов развития, обусловили появление большого количества
хореографических школ, стилей, н
аправлений.

При подборе репертуара для детских хореографических коллективов
следует учитывать, что каждый коллектив индивидуален в своём развитии,
разнообразен по возрастным категориям его участников, располагает
присущим только ему техническими и художест
венными
взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится
делать постановки; у каждого хореографического коллектива имеется свой
профиль, уровень подготовленности участников к восприятию
произведений и работе над ними.

Репертуар детского

коллектива должен быть отличным от репертуара
взрослого коллектива. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя
четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и
последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурно
е
подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем
самым решение единых художественно
-
творческих и воспитательных задач.

При подборе репертуара нельзя допускать, «приукрашивания,
разнообразия и усложнения» репертуара, за счет использовани
я сложной «не
детской» драматургии или слишком перегруженной «трюковой»
танцевальной композиции. При использовании подобных приемов
стираются границы между детским, лёгким, непосредственным, несущим
ощущение праздника и взрослым, серьёзным, драматическим,
техническим
творчеством коллективов.

Кроме того, при создании репертуара коллектива необходимо
придерживаться следующих требований:

постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту


свои номера) и уровню развития детей, постановки должны быть

понятны
самим детям, тогда их поймёт примет и зритель;

для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы
разного жанра: игрового, сюжетного;

при решении номера его содержание и образность должны исходить
из его темы, диктуемой музыкальным ма
териалом;

учитывать учебно
-
тренировочные цели;

помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому
и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и
исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке
танцев.

Реперт
уар определяется поставленной целью и задачами, планом
воспитательной работы в коллективе, он должен быть связан с ближними и
дальними перспективами развития коллектива.

Репертуар должен прививать участникам коллектива любовь и
уважение к танцевальному ис
кусству своей Родины и к танцевальной
культуре других народов, гуманные нравственные чувства, свойственные
отечественной хореографической школе.

Ответственность за репертуар лежит на
художественном
руководителе

хореографического коллектива.

Кроме того, в к
аждой образовательной организации должен быть
создан
Художественный совет
, на который возлагаются функции
обеспечения высокого уровня художественно


эстетического образования
учащихся и формирования репертуарной политики образовательной
организации.





































Приложение
-

1 к Рекомендациям

Возрастные особенности развития детей

(По материалам: Подласый И.П Педагогика: Новый курс: учебник для
студентов высш.учеб.заведений: том 2.
-

М., Гуманитарное издательство
центр ВЛАДОС, 2002)


Возрастные особенности
-

это специфические свойства личности
индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены
возрастных стадий развития. Возрастные особенности образуют
определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные
,
мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики
индивида. В отличие от широко варьирующихся индивидуальных
особенностей, возрастные изменения отражают такие преобразования,
которые происходят в психике большинства представителей данной

культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально
-
экономических условиях.

Педагогическая эффективность творческой деятельности находится в
тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо
-
физиологические особенности участников кол
лектива, периоды развития,
для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех
или иных факторов. Знание возрастных физиологических особенностей
необходимо для определения эффективных методов обучения двигательным
действиям, для разработки
двигательных навыков, развития двигательных
качеств, для определения содержания работы коллектива, для постановочной
работы в коллективе.

Формирование двигательных навыков прямо зависит от развития
двигательных качеств. Формирование двигательных качеств, к
ак и других
органов и систем, в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно.
Например, установление выносливости в значительной мере определяется
слаженной работой дыхательной, сердечно
-

сосудистой, двигательной и
нервной систем, а развитие силы мыш
ц наиболее тесно связано с ростом
костной и мышечной систем, а также с двигательными центрами. Каждому
возрасту свойственен определенный уровень развития двигательных
качеств. Наивысшие достижения в силе, быстроте и выносливости
достигаются в разные сроки.

Младший школьный возраст:

Этот возраст является чрезвычайно важным для психического и
социального развития ребенка.

Кардинально изменяется его социальный статус
-

он становится
учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений
ребенка.

Поведенческие особенности ребенка определяются переменой
образа жизни в связи с поступлением в школу, кружки, секции. Ведущей
деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой
дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деят
ельности.

Если в предшествующие годы возрастного развития основным видом
деятельности была игра, то теперь на первое место, в его жизни выходит
целенаправленная деятельность, в процессе которой ребенок получает и
перерабатывает огромные объемы информации.

Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые
необходимо сформировать или развить у ребёнка в этом возрасте, диктуют
педагогам строгую целенаправленность деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и
неорганизованност
ью, но в то же время остротой и свежестью
«созерцательной любознательностью».Характерной особенностью младшего
школьника является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все
яркое, необычное, красочное. В этот возрастной период у ребенка активно
р
азвиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство
ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к
сопереживанию.

В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка данного
возраста представляет большие возможности для формиров
ания и развития
у него мотивов, необходимых для эффективного обучения.

В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной
деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные
мотивы. Познавательные мотивы порождаются самой учебной

деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом
учения. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как
статусный мотив, мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в
коллективе, стремление к превосходству и признанию сверстн
иками,

возраст характеризуется бурным развитием потребности в
двигательной активности и в исследовании запретных зон.

Наилучшие результаты педагогической деятельности в этом возрасте
приносит сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляется
иници
ативность, самодеятельность, соревновательность детей. Стремление
к яркому, необычному, желание познать мир, двигательная активность
-

всё
это должно удовлетворяться с разумной, приносящей пользу и удовольствие
игре, развивающей у детей трудолюбие, культур
у движении, навыки
коллективных действий и разностороннюю активность.

Средний школьный возраст (10
-
15 лет):

По многим сторонам развития и поведения подростка педагогическая
практика считает этот возраст трудным. Характерная особенность
подросткового возра
ста
-

половое созревание, которое вносит серьёзные
изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее
равновесие.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие
психических познавательных процессов и формирование личности
Восприятие подро
стка более целенаправленно и организовано, чем
восприятие младшего школьника. Наиболее существенные изменения в
структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших
подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере. В этот
период прои
сходит формирование навыков логического мышления,
развивается логическая память. Активно развиваются творческие
способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который
находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших к
лассах развитие познавательных
процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически
готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека,
включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более
совершенными и гибк
ими, причем развитие средств познания очень часто
опережает собственно личностное развитие детей.

Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и
переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность. В этом возрасте
наблюдается наличие "под
росткового комплекса", который демонстрирует
перепады настроения подростков.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов,
развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками
-

все это
ведет к интенсивному росту социально ценных побу
ждений и переживаний,
таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному
самопожертвованию и т.д.

Коренные преобразования происходят в строении мотивационной
сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы
становятся не непосредс
твенно действующими, а возникающими на основе
сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер
стойкого увлечения.

В структуре процесса общения происходят значимые перемены:
теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепе
нную
значимость приобретают отношения со сверстниками.

Ведущим мотивом деятельности является стремление подростка
завоевать определенное положение, добиться признания сверстников. В
старших классах учебно
-
познавательная деятельность подростков начинает
опр
еделяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание
своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.

Старший школьный возраст (15
-
18 лет):

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие
человека: заканчивается ро
ст и окостенение скелета, увеличивается
мышечная сила, появляется способность выдерживать большие
двигательные нагрузки.

Юношеский возраст
-

период формирования мировоззрений,
убеждений, характера, самоутверждения, самосознания. Усиливаются
сознательные мо
тивы поведения. Важное значение имеет статус личности в
коллективе, характер коллективных взаимоотношений. Коллектив шлифует и
корректирует качества личности.

Приложение


2 к Рекомендациям




Утверждено

Приказом №__ от __




ПРИМЕРНОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



I. Общие положения

1.1. Художественный совет (далее


Худсовет) создается в целях
обеспечения высокого уровня художественно
-
эстетического образования
учащихся и формирования репертуарно
й политики образовательной
организации.

1.2. Решения Худсовета носят рекомендательный характер. После
утверждения приказом директора решения Худсовета становятся
обязательными для исполнения всеми работниками образовательной
организации.


2. Компетенции Х
удожественного совета

2.1. Определяет концепцию репертуарной политики образовательной
организации, вырабатывает основные направления в ее реализации.

2.2. Рассматривает и рекомендует к утверждению директором
образовательной организации репертуарного плана
на год.

2.3. Осуществляет долгосрочное и текущее (на учебный год) планирование
концертной деятельности образовательной организации. Рассматривает
вопросы, связанные с подбором репертуара, подбором музыкального
сопровождения, костюмов и других важных аспект
ов концертной и
конкурсной деятельности образовательной организации.

2.4. Координирует осуществление творческих программ и проектов.

2.5. Проводит отборочные прослушивания по всем видам концертных и
конкурсных мероприятий.

2.6. Вносит предложения по измене
нию, совершенствованию предлагаемого
педагогами дополнительного образования материала, используемого в
концертно
-
творческой деятельности.

2.7. Внедряет предложения по стимулированию и оценке творческой
деятельности педагогических работников.

2.8. Рассматри
вает, обсуждает и рекомендует к утверждению:



репертуарные планы объединений художественно
-
эстетической
направленности;



спектакли;



концертные программы;



сценарии организационно
-
массовых мероприятий;



эскизы костюмов;



выставочные экспозиции



3. Порядок фор
мирования Художественного совета и его состав

3.1. В состав Худсовета входят представители администрации и
педагогического состава образовательной организации.

3.2. Численность Худсовета, нормы представительства и его персональный
состав утверждаются п
риказом директора образовательной организации с
учетом конкретных условий.

3.3. Председатель Худсовета и секретарь избираются из состава членов
Худсовета.

3.4. Заседания Худсовета проводятся в соответствии с планом творческой
деятельности образовательной о
рганизации.

3.5. На заседания могут приглашаться лица, участие которых необходимо в
решении конкретных вопросов.

3.6. Худсовет принимает решения простым голосованием. Решения
фиксируются в протоколах заседания Худсовета.











Приложенные файлы

  • pdf 87479371
    Размер файла: 324 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий