Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч). Образы главных героев, роль народных сцен. Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен — сюита».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововоскресеновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на МО учителей
Председатель МО
________Жгилева И.В.
«28» августа 2014 г. Согласовано
с методическим
советом
Председатель МС
_________Фишер Г.Н.
«28» августа 2014г. Утверждено:
Директор
Приказ № 60
______________ Кожаев В.И.
от «29» августа 2014 г.
Рабочая программа
по музыке
7 класс

учитель: Коробова Татьяна Анатольевна
2014-2015 учебный год
                                                                                                               
                                                                                     
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
.
Категория обучающихся: обучающиеся 7 класса «Нововоскресеновская СОШ»
Объем учебного времени: 34 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Пояснительная записка
        Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Учебного плана МБОУ «Нововоскресеновская СОШ на 2014 – 2015учебный год.
7. Примерной программы общего образования по музыке
8. Авторской программы основного общего образования по музыке 5- 7 классы авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
 Основание выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:
1.Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ «Музыка. 7 класс» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской М., Просвещение, 2014г. соответствует Федеральному перечню учебников рекомендованных в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014 – 2015 учебный год. Программа по музыке 5 - 7 классы автора –составителя Е.Д. Критской соответствует выбранному учебнику. Методическое обеспечение соответствует авторской программе.
Изучение музыки в 7 – х  классах  направлено на достижение следующих целей:    
 - развитие творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия музыкальных произведений;
- освоение знаний о музыке как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание учебной программы:
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической  музыки »17 часов.
Урок  1.  Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.
           Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок  2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
          Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок  4-5. «Опера «Князь  Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)  
         Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок  6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)    
          Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. 
          Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок  8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)
           Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. 
Урок 9- 10.  В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)
     
 Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок  11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)
           Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок  13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора ».(1ч)
          Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,  затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление  фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.            
 Урок  14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
            Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 - 16. «Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)
            Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17 -18 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты.  Музыканты – извечные маги…». (1ч)
           Изучение  особенностей  музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных  героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема  II  полугодия:
Мир образов камерной и симфонической музыки -  17 часов
     Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
     Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
           Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
                Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция». (2ч)
           Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция»,  «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок  22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
           Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24. Соната.  Л.В.Бетховен  « Соната №8»,  В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)
           Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок  24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)
 Знакомство  с шедеврами русской музыки
на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.   
           
 Урок  26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича» - (5ч)
   Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых  судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа  и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей
симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок   31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
            Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
          Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки  и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
          Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере  сочинения Дж.Гершвина.
Урок 34 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!».   (2ч).
           Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.  Обобщение  фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Формы контроля:
индивидуальные;
групповые;
фронтальные;
коллективные;
классные и внеклассные
Методы:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод художественного контекста;
метод проблемного обучения;
метод художественного контекста;
метод погружения;
метод «синквейн»;
слушание музыки;
выполнение проблемно-творческих заданий;
.
 Учебно – тематический план
№п/пНаименование разделов, тем Количество часов Контроль Дата
1 Особенности драматургии сценической музыки. 17 Устный контроль 2 Особенности драматургии камерной и симфонической музыки 17 . Устный контроль ВСЕГО ЧАСОВ 34 Критерии оценки
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: слушания музыкальных произведений. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Планируемые результаты обучения учащихся
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
•        понимать роль музыки в жизни человека;
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Календарно-тематическое планирование
№п/п№ урока по теме Наименование разделов и тем Кол – во часов Оборудование Контроль Дата
теоретические практические По плану
неделя Факт
Особенности драматургии сценической музыки. (17 часов)
1 1 Классика и современность 1 Компьютер, мультипроекторУстный контроль 1 01.09
2 2 В музыкальном театре. Опера. Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 2 08.09
3 3 Опера «Иван Сусанин». 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 3 15.09
4 4 Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 4 22.09
5 5 Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 5 29.09
6 6 В музыкальном театре. Балет. Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 6 06.10
7 7 Балет Б.И. Тищенко «Ярославна». 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 7 13.10
8 8 Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль Хоровое пение 8 20.10
9 9 В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 9 27.10
10 10 Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 10 10.11
11 11 Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 11 17.11
12-
13 12-
13 Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора. 2 компьютер, мультипроекторУстный контроль 12-
13 24.11
01.12
14 14 Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
«Всенощное бдение» С.В.
Рахманинова 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 14 08.12
15 15 Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 15 15.12
16 16 Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 16 22.12
17 17 Музыка к драматическому спектаклю. Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».
«Музыканты-
Извечные маги 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 17 29.12
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 часов)
18 1 Музыкальная драматургия - развитие   музыки. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 18 19.01
19 2 Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 19 26.01
20 3 Камерная инструментальная музыка. Этюд. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 20 02.02
21 4 Камерная инструментальная музыка. Транскрипция Ф. Лист 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 21 09.02
22 5 Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 22 16.02
23 6 Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 23 02.03
24 7 Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр) 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 24 10.03
25 8 Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр) 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль Письменный контроль 25 16.03
26 9 Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1( «Классическая») 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 26 23.03
27 10 Симфоническая музыка.Симфония №5 Л.Бетховена.
 Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 27 06.04
28 11 Симфоническая музыка. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 28 13.04
29 12 Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 29 20.04
30 13 Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль Письменный контроль 30 27.04
31 14 Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 31 05.05
32 15 Музыка народов мира. 1 компьютер, мультипроектор32 12.05
33 16 Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль 33 18.05
34 17  
«Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года. 1 компьютер, мультипроекторУстный контроль Хоровое пение 34 25.05
Учебно – методическое обеспечение рабочей программы
1
2 учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2014г.
Сергеева Г.П. Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2008г
Методическая литература для учителя
1 Методическое пособие для учителя «Музыка 7 классы», М., Просвещение, 2013г.

Приложенные файлы

  • docx 87495624
    Размер файла: 40 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий