ГЛОБАЛЬНАЯ БИОЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ Пустовит С.В. НМАПО им. П.Л. Шупика, Киев. Глобальная биоэтика подвергает анализу и оценке как биомедицинские науки, так и любые другие знания и


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.



Пустовит С.
В
.

Глобальная биоэтика: основные итоги
//
Сахаровские чтения 201
6

года:
экологические проблемы ХХ
І

века: материалы 15
-
й
межд. наук. конф., 21
-
22 мая 2015, г.
Минск.
-
Минск.: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 201
6
.
-

С. 3
19
-
320
.


ГЛОБАЛЬНАЯ БИОЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ

Пустовит С.В.

НМАПО им. П.Л. Шупика, Киев


Глобальная биоэтика подвергает анализу и оценке как био
медицинские науки, так и любые другие
знания и технологии, возни
кающие в различных областях теории и практики; все то,
что имеет отношение к
проблеме выживания человечества и сохранения жизни на планете. Таким образом, осуществляется переход
от истории и культуры как одного большого нарратива о природе к мульти
витализму, когда понятие жизни
начинает выступать как родовое
для множества разнообразных локусов взаимодействия природы и
социум
а,
для объединения представлений о них в единую концепцию.

Многочисленные концепты и принципы биоэтики выполняют роль универсальных механизмов
«вписывания» современного чело
века и его жиз
ненного мира в тотальность жизни, что позволяет говорить о
биоэтике как универсальной

этике.

Характерной особен
ностью

глобальной биоэтики становится разработка
оснований и механизмов не только для объединения медицинской и экологической этик, но и для их
дальнейшей трансформации как составных частей нового глобального взгляда на мир и его единство.

Биоэтические принципы выступают в качестве инвариантов,

находящихся как бы в промежутке,
«между» научными и обыденными понятиями, выполняя одновременно когнитив
ные, эвристические и
онтологические задачи.
О
ни открыты для интер
претации и сосу
ществования с разнообразными ценностями,
а

их главная задача


обеспечение условий для сохранения и развития жизни, «достойной духовных
устремлений человека». Все другие ценн
ости и идеалы должны подчиняться этой основной задаче.

Биоэтический императив основан на представлении о
жизни

как неметафизической сущности, жизни
как единстве человеческого и природного, идеального и конкретно
-
реального, фактического и цен
ностного.
В гл
обальной биоэтике представления о жизни нераз
рывно связаны с такими понятиями морали как благо и
добро, что позволяет
избег
ать отождествлени
я

жизни исключительно с ее биологическими носителями.

Взгляды на

жизн
ь

как неметафизическ
ую

сущност
ь

фунди
рованы
фактами
уязвимости,

ранимости и
хрупкости ее отдельных пред
ставителей, однажды изъятых из целостности природно и исто
рически
сложившихся отношений, и впоследствии не нашедших новых удовлетворительных принципов своего
дальнейшего сосуществования. Новый хо
листический взгляд на
бытие как
жизнь

объясняется
возрождением представлений о наличии особой структуры жизни и внутренних механизмах ее
самоорганизации, которые должны быть сохранены. Эта структура предстает как система центров
-
монад,
субъек
тов жизни, а
механизмы самоорганизации


как право этих субъектов на жизнь и развитие.

Важным достоянием биоэтики становится опыт чувственности и телесности как особой реальности,
которую необходимо изучать и учитывать во всех видах
человеческой
деятельности.
Феноменоло
гический
опыт раскрывает сущность человеческой субъективности как чувст
вительной, подверженной аффектам,
страдающей плоти, как ограни
ченного во времени и пространстве тела. В то же время феномен телесности
не может быть сведен ни к причинности
, ни к человеческой субъективности, как причине
трансцендентального сознания, или чистой интенциональности. Человеческие тело


это телесное присут
-
ствие. Исходя из этого, наши взаимоотношения с другими телесными субъектами
также
определяются
интер
-
телесны
ми и интер
-
материальными состояниями.

Профиль современной
глобальной
биоэтики во многом предопределен осо
бен
ностями постмодерна и
постнеклассической науки. Общим для этих двух явлений, фокусов действительности, является то, что
этическая проблематика ст
ановится не только исторически отправной точкой этического дискурса, но и
своеобразным центром кристаллизации представлений о
коэволюции

социума, природы и человека. Знание
перестает «быть субъек
том», оно начинает ему служить, а единствен
ным условием его

легитимации
становится «действенность нравст
венности»
.


Биоэтика, представляется нам, открытым для творческого и свободного поиска знанием с
единственной легитимацией


способ
ностью находить нестандартные решения
для нестандартных мораль
-
ных проблем
. Ее

принципы и идеалы


это не столько
факт

консен
суса, сколько услови
е

для
осуществления морального выбора, нравст
венный ориентир для различных культур.

Социальная направленность биоэтики, находящая свое
выраже
ние

в принципах справедливости,
солидарности, правдивости, авто
номии и информированного согласия, способствует устойчивой связи
между

знанием и моральными традициями европейского общества, построению своеобразного моста между
ними.

В современном мире, глоба
лизирующемся мире конфликтов и кризисов, ничто не представляется столь
своевременным, как напоми
нание о нашей общей принадлежности к
представителям жизни на земле
, о
сакральности жизни и
необходимости следования

нравст
вен
ны
м

принципам и
ценност
ям, спос
обствующим
ее сохранению и развитию
.



Приложенные файлы

  • pdf 87635788
    Размер файла: 174 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий