Также, был осуществлен сравнительный анализ двух гендеров из одной культуры: мужчин и женщин крымскотатарской культуры, и мужчин и женщин славянской культуры, соответственно. В ходе статистического анализа было обнаружено


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Мир народов. Серия : Наука и практика www . mirnarodov . ru № 3 ( 8 ) — март - апрель 201 8 1 УДК: 159.923.2 Ислямова З. Р. студентка 2 курса магистратуры, направление подготовки: «Психология», профиль подготовки: «Социальная психология», Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРОСС - КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В данной статье рассматривается зависимость представителей крымскотатарского и славянского этносов от партнера в любовных отношениях и ее связь с незавершенным процессом сепарации и гендерными особенностями . И сследована взаимосвязь созависимого поведения личности с завершенным и нез авершенным процессом сепарации , с цель ю выявить и описать гендерные особенности созависимого поведения представителей крымскотатарского и славянского этносов . Ключевые слова: созависимая личность, процесс сепарации, любовные отношения, аддикции отношений, ранние стадии развития, регрессия, инфантильност ь, локус контроля, экстернальность / интернальность. Постановка проблемы. Проблема созависимости, поднимаемая различными специалистами, актуализируется по причине расширения и углубления масштабов химической зависимости и других видов аддиктивного поведен ия. В данной работе мы рассмотрели кросс - культурные особенности созависимого поведения личности. В связи с тем, что особенности созавис имого поведения представителей крымскотатарского этноса ранее не выделялись, наше исследование могло бы привнести новые факты, которые позволили бы расширить теорию и сферу ее применения. Целью статьи является выявление и описание гендерных особенностей созависимого поведения представителей крымскотатарского и славянского этносов. Основное изложение матери ала. С целью выявления гендерных особенностей созависимого по ведения представителей крымско татарского и славянского этносов, нами был произведен сравн ительный анализ мужчин крымско татарского и славян ского этносов и женщин крымско татарского и славянского эт носов, необходимый для выявления межкультурных личностных различий. Также, был осуществлен сравнительный анализ двух гендеров из одной кул ьтуры: мужчин и женщин крымско татарской культуры, и мужчин и женщин славянской культуры, соответственно. В ходе статис тического анализа было обнаружено, что существуют значимые различия по показателям шкалы «экстернальность» методики «Когнитивная ориентация» Дж. Роттера . Выявлено, что мужчинам более свойственен внешний локус контроля, в то время как у женщин преобладает и нтернальный тип ( t = 4.931, p = 0.000) . Данный резуль тат говорит о том, что крымско татарские мужчины склонны приписывать результаты своих действий внешним обстоятельствам, в то время как женщины данной этнической группы проявляют большую готовность к принятию ответственности за свои действия. Если сопоставить данный результат с результатами метод ики «Личностная зрелость Ю. З. Гильбуха», а именно с такими ее аспектами как мотивация достижения, чувство гражданского долг, жизненная установка, отношение к своему Я , мож но говорить о том, что крымско татарские женщины более ориентированы на достижение усп еха и способны более четко идентифицировать свои желания и намерения, даже несмотря на то, что в каждом человеке есть своя доля психологической зависимости от внешних обстоятельств. Считаем необходимым отметить, что по результатам опросника личностной зрелости Ю. З. Гильбуха, мужчины крымско татарского этноса обладают значительно меньшим общим показателем уровня лич ностной зрелости, чем женщины ( t = – 2.380, p = 0.01 ) . Следует Мир народов. Серия : Наука и практика www . mirnarodov . ru № 3 ( 8 ) — март - апрель 201 8 2 обратить осо бое внимание на то, что значительная разница между результатами обнаружена в таком аспекте личностной зрел ости как «жизненная установка» ( t = – 5.136, p = 0.000 ) . Следовательно, в межличностных отношениях мужчины более склонны к принятию эмоциональных, импул ьсивных решений, а также для них характерна меньшая вовлеченность в когнитивные процессы, что лишь подтверждает полученные результаты по методике Дж. Роттера. По результатам методики Б. и Дж. Уайнхолд «Определение самооценки», было обнаружено, что крымско т атарские мужчины, на фоне среднего значения показателя самооценки, в значительно меньшей степени, чем женщины склонны к эмпатичному принятию чувств и моделей поведения других людей: t = – 3.611, p = 0.000. Данный показатель можно связать со спецификой восточн ой культуры, по канонам которой мужчина — это кормилец и защитник семьи, а женщина, в свою очередь, должна проявлять беспрекословное подчинение. Также, следует отметить, что в результатах по методике Р . Борнштейна «Определение межличностной зависимости» бы ли обнаружено, что у мужчин в среднем более высокий показатель деструктивной сверхзависимости и дисфун кционального отделения . То есть, можно предп оложить, что в процессе детско - родительских отношений мальчик получает двойной посыл: с одной стороны — он должен быть главой семьи, придерживаясь авторитарного стиля в выстраивании межличностных отношений, а с другой стороны — в силу того, что к мальчику, как к наследнику и продолжател ю рода, в восточных культурах чаще всего применим попустительский стиль воспитания на ранних этапах его развития, как раз тогда, когда в личности ребенка формируются эго - идеалы, совесть, моральные нормы и ценности. Женщины же, больше чем мужчины, склонны к здоровой форме зависимости: t = – 3.105, p = 0.002. Следует отметить, что нами не было выявлено статистически значимых гендерных различий в исследовании созависимого поведения респондентов — представителей славянского этноса. Полученные результаты можно об ъяснить тем, что славянская культура и все ее компоненты была гораздо сильнее подвержена влиянию «культурной революции» 1920 - х — начала 1930 - х годов , нежели крымско татарская и любая другая восточная культура. Мы не ставим своей целью проводить исторический экскурс, который позволит в хронологическом порядке проследить динамику культурной трансформации славян, однако, считаем необходимым отметить, что мировые события на стыке веков оказали значительное влияние на столпы культуры славян. Под давлением большев истских стремлений создания «нового мира» и «нового человека» произошел разрыв преемственности в развитии славянской культуры, оказывалось деструктивное воздействие на русский язык, православную Церковь, семейные отношения, образование и на мировосприятие в целом, путем подмены общепринятых ценностей и притеснения традиционных устоев. Ю. Г. Марченко отмечает, что культура и религия представляли собой на тот момент основное поле борьбы западной агрессивно - гедонической цивилизации со славянской и другими куль турами за всецелое мировое господство. Мы считаем, что именно данная глава мировой истории стала своего рода «точкой отсчета» процесса расширения границ гендерных ролей, что повлекло за собой изменения в структуре личности индивидов и в их моделях поведени я. Если говорить об анализе результатов, то по результатам методики «Когнитивная ориентация» Дж. Роттера , очевидно — в группе респондентов славянской принадлежности наблюдается тенденция к интернальному локусу контроля с обеих сторон. По результатам опросн ика Ю.З. Гильбуха показатель личностной зрелости мужчин несколько выше, чем у женщин , и если интерпретировать его согласно критериям опросника, среднее значение у мужчин 52.558 — относится к высокому уровню личностной зрелости, а среднее женщин 41.480 — ли шь к удовлетворительному уровню. Если же говорить о выделенных автором аспектах личностной зрелос ти, то статистически значимых различий нет. По результатам Мир народов. Серия : Наука и практика www . mirnarodov . ru № 3 ( 8 ) — март - апрель 201 8 3 опросника Б. и Дж. Уайнхолд «Самооценка» как у мужчин, так и у женщин ее показатель находится на сре днем, из предложенных авторами, уровне. В результатах опросника Б. и Дж. Уайнхолд «Шкала созависимости» как у мужчин, так и у женщин мы можем отметить среднюю степень созависимости. На фоне такого, что по методикам Р . Борнштейна и Р. Гиршфильда, направленн ым на диагностику межличностной зависимости как мужчины, так и женщины имеют средний показатель, можно подытожить, что обо пола стремятся быть в связанности, сохраняя свое право на автономию и уважая это право у партнера, то есть здесь речь больше идет о тенденции поддержания здоровой зависимости. В свою очередь, нами были обнаружены статистически значимые различия между группами мужчин крымско татарского и славянского этносов. Выявлено, что у крымско татарских мужчин тенденция к экстернальному типу локуса к онтроля значительно более выражена, чем у мужчин - славян — t = 3,415, p = 0.001 . В то же время, в группе мужчин славян более выражен, чем у мужчин крымско татарской национальности, такой аспект личностной зрелости, как «жизненная установка» — t = - 4,687, p = 0 .000 . Судя по данному результату в совокупности с более высоким, неже ли у мужчин крымско татарского этноса, показателем по шкале «интернальность», можно заключить, что мужчинам - славянам больше присуще рациональное мышление и рассудительность, нежели чув ств енное реагирование на какую - либо внешнюю ситуацию. Также, у славянских мужчин более высокий результат по шкале «Б — искусство принятия» в методике Б. и Дж. Уайнхолд «Самооценка» — t = – 2.287, p = 0.02 и по шкале «здоровая зависимость» в методике « Определение межличностной зависимости» Р . Борнштейна — t = – 2.283, p = 0.02 . Хо тя статистическая обработка данных и не дала нам других показателей значимых различий, однако мы можем также с уверенностью говорить о более высокой степени зависимых моде лей поведению у мужчин крымско татарского этноса, чем у мужчин - славян. Данный вывод н а позволяет сделать предложенный авторами Б. и Дж. Уайнхолд ключ к интерпретации результатов их опросника «Шкала созависимости». Если сопоставить данный результат с показателями по шкале «зависимость» методики Р. Гиршфильда «Тест на межличностную зависимос ть» , то можно сказать следующее — мужчины славянского этноса, в своем большинстве, скорее придерживаются обособленной жизненной позиции, стремлению к автономии, а также — обладают более жесткими личностными гра ницами, нежели мужчины крымско татарской культуры. Помимо всего вышеописанного, нами были рассмотрены возможные различия по исследуемым показателям между женщинами крымскотатарского и славянского этносов . Отметим, что нами не было обнаружено большое число значимых различий по исследуемым показа телям. Однако, было выявлено, что у женщин крымско татарской национальности более высокий показатель по такому аспекту личностной зрелости как «чувство гражданского долга» t = 2.574, p = 0.01 . Данный результат мо жно связать с тем, что крымско татарская культур а носит мощный преемственный характер по принципу «от отца к сыну», благодаря чему ей удалось сохранить свое уважение и почет к традициям, которые основываются на любви к Родине, к своей земле и к своему народу. К сожалению, понятие «славянская культура» и вся его смысловая нагрузка — ценности не столь оберегаемое своими носителями. Выводы. 1. В ходе исследования мы обнаружили, что мужчины крымскотатарского этноса в большей степени, чем женщины этой же культуры, обладают экстернальным локусом контроля, т. е. ответственность за происходящие в жизни события, как правило, возлагаются на явления и людей из окружающей среды. Кроме того, у мужчин крымских татар наблюдается тенденция к незрелой жизненной установке, выражающейся в преобладании эмоционального фона в п роцессе социального взаимодействия и нежелании соблюдать границы своего Я и границы других людей. Низкие показатели личностной Мир народов. Серия : Наука и практика www . mirnarodov . ru № 3 ( 8 ) — март - апрель 201 8 4 зрелости свидетельствуют о том, что мужчины данной выборки мало способны на принятие зрелых и взвешенных решений в контексте личн ых отношений с другими людьми (в частности, со своими любовными партнерами). Вероятной причиной формирования незрелых отношений со своими партнерами может быть неспособность принять себя, что отражается в низких показателях по одноименной шкале. Кроме того , вышеописанные результаты подтверждаются более низкими, по сравнению с группой женщин, показателями по здоровой зависимости, при которой каждый из партнеров способен функционировать в социуме на качественном уровне, адекватно адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. Также, поведение людей с адекватной зависимостью характеризуется высокой вариативностью поведения в процессе взаимодействия с другими людьми; 2. Сопоставление результатов ответов мужчин и женщин славянского этноса показало их зн ачительное сходство между собой, т. е. гендерные установки у мужчин и женщин в рамках одной культуры сходны в значительно большей степени, чем между представителями одного гендера из разных культур, что мы увидели при анализе результатов мужской группы респ ондентов. То есть, нами была обнаружена внутрикультуральная близость в группе славянского этноса; 3. Р езультаты диагностики личностной зрелости и самооценки крымсктатарских мужчин предполагают склонность к инфантилизму, в то время как крымскотатарские женщ ины демонстрируют высокий уровень осознанности и здоровой зависимости; 4. Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась — зависимость от партнера в любовных отношениях связана с незавершенным процессом сепа рации и обусловлена гендерными особенностями. Однако, необходимо отметить важный факт — формирование данной зависимости неразрывно связано со спецификой этнической принадлежности личности и теми «ярлыками», которые она усваивает в процессе воспитания и взр осления в своей этнической группе. Таким образом, доминирование созависимых моделей у крымскотатарских мужчин связана с трудностями в процессе сепарации. Литература 1. Аляутдинов Ш. Женщины и ислам / Ш. Аляутдинов. — СПб.: ДИЛЯ, 2011. — 320 с. 2. Роттер Дж. Локус контроля Дж.Роттер [Электронный ресурс]. — Режим доступа к статье: 3. Уайнхолд Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд. — М.: Класс, — 2003 . — 224с. 4. Фишер Дж. Тест на созависимость [Электронный ресурс]. — Режим доступа к статье: equilibrium.com 5. Гильбух Ю.З. Тест - опросник личн остной зрелости / Ю.З.Гильбух. — Киев : НПЦ Психодиагностика и дифференцированное обучение, — 1994. — 24 с. 6. Батурин Н.А. , Эйдман Е.В. Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психолог ической диагностики и измерения / Н.А. Батурин, Е.В. Эйдман . — Челябинск: Издатель ский центр ЮУрГУ, — 2010. — 378 с . 7. Макушина О.П . Методы психологического изучения девиантного поведения / О.П. Макушина — Воронеж: ВГУ, — 2005 . — 265 с. 8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко — СПб: ООО «Речь», — 2000. — 350 с.

Приложенные файлы

  • pdf 89244842
    Размер файла: 250 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий