Учить играть “Сними часовых”. Белая фигура. Ходы и взятие. на. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Знакомить с Шах ферзем, ладьей, слоном, конем шахматисты в игре на шахматной. инсценировку. доске. При этом все игры и задания.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНО МНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРА ЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕН ИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСК А ДЕТСКИЙ САД № 71 «РАДОСТЬ» ПРИНЯТО: на заседании педагогического с овета Протокол № ___ от «____»_______20__г УТВЕРЖДАЮ: :Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №71 «Радость» _____________И.И. Приходченко Приказ №___ от «___»____________ 20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БЕЛАЯ ЛАДЬЯ» н а 201 5 – 2016 учебный год Руководител ь : Пархоменко Маргарита Андреевна воспитатель г. Нижневартовск 2 Содержание Паспорт программы стр. 1. Пояснительная записка 3 1.1. Количество занятий 4 1.2. Цели и задачи 4 1. 3 . Планируемые результа ты 4 2 Проектирование процесса 5 Литература 17 3 1. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана воспитателем муниципального автономного дошкольного учреждения города Нижневартовска детский сад №71 «Радость». Программа реализует дополнительную общеобразовательную программу для детей «Белая ладья» по обучению детей игре в шахматы, ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Э то не только игра, д оставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы не самоцель, а способ, который позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложе нный в игре на развитие ребенка. Занятия шахматами способствуют гармоническому развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способн ость к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения (хода). Рабочая программа включает шесть последовательных тем: 1. Шахматная доска; 2. Шахматные фигуры; 3. Начальная расстановка фигур; 4. Ходы и взятие фигур; 5. Цель шахматной партии. 6. Игра всеми фигурами из начального положения. 1.1. Количество занятий Программа предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут, всего 32 занятия в год. 1. 2. Цель и задачи программы Цель : обучить элементам игры «Шахм аты». Задачи : 1. Знакомить с шахматными терминами, названиями фигур. 1. Знакомить с правилами хода фигур и их взятия. 2. Учить ориентироваться на шахматной доске, правильно расставлять фигуры перед игрой. 3. Учить решать элементарные шахматные задачи в од ин ход. 4. Воспитывать уважение к сопернику, дисциплинированность и усидчивость. 4 1.3 . Планируемые результаты 1.Дети знают: - шахматные термины, понятия; - названия фигур; - правила хода фигур и взятия фигур 2. Дети умеют: - ориентироваться на шахматной доске; - правильно размещать шахматную доску между игроками - правильно расставлять фигуры перед игрой; - решать элементарные шахматные задачи в один ход. 3. Проявляют выдержку дисциплинированность, уважение к сопернику. 2. Проектирование процесса. месяц неде ля Тема и номер занятия Цель Содержание деятельности Октябрь 5 №1 Шахматная доска Познакомить с шахматной доской. С терминами поля: белые и черные. Чтение и инсценировка дидактической сказки “Удивительные приключения шахматной доски”. Знакомство с шахматной доской . Дидактические игры: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п. ). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 6 №2 Шахматная доска Учить располагать доску между партнерами. Знакомить с понятиями - го ризонталь - вертикаль. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чер ных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания 5 и игры “Горизонталь”, “Вертикаль” , «Диагональ». 7 №3 Шахматная доска Знакомить с понятием диагональ. Закреплять понятия - горизонталь - вертикаль. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вер тикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина “Приключения в Шахматной стране” или дидактической сказки “Лена, Оля и Баба Яга” (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3 – 14). Дидактическое задание “Диагональ”. 8 №4 Шахматные фигуры Знакомить с общим названием «фигуры», с названием с к аждой из фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадайка”, “Секретная фигура”, “Угадай”, “Что общего?” , “Большая и маленькая” . «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. Мешочек: дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставл яют начальную позицию. «Угадай - ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. Ноябрь 9 №5 Начальное положение Знакомить с начальным положением фигур на поле. Расстановка фигур передшахматной: партией. Правило “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, 6 Учить их расставлять. Закреплять понят ия «фигуры», их названия диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Дидактиче ские задания и игры “Мешочек”, “Да и нет”, “Мяч”. «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. Мешочек: дети по одной вынимают из мешочка шахматные фи гуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Мяч» Педагог произносит какую - нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому - то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. 10 №6 Начальное положение «Ладья» Учить находить ладью в начальном положении, знакомить с правилами хода «Ладья» Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ла дьи. Взятие. Дидактические задания и игры«Угадай - ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фи гуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. 7 «Что общего?» Педагог берет две шахматн ые фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 11 №7 Х оды взятие фигур. Ладья Закреплять и продолжать учить правилам хода и взятия фигурой «Ладья». «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи) «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет» . Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую - нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому - то из учеников. Если утвержде ние верно, то мяч следует поймать. 12 №8 : Начальное положение . Слон. Учить находить слона в начальном положении, зн акомить с правилами хода фигуры Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай - ка».Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «С екретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой 8 фигуры надо сказать: «Секрет». «Большая и маленькая». На столе шесть разных ф игур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. Декабрь 13 №9 Ходы и взятие фигурой Слон. Продолжать знакомить с ходами и взятием фигурой «Слон» С лон против слона, два слона проти в одного, два сло на против двух. «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. 14 №10 ход ы и взятие. Ладья против Слона. Продолжать знакомить с ходами и взятием фигурой «Слон» и «ладья». Игра на уничтожение. «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образ ом: на каждый ход педаг ога отвечает двумя своими ходами. «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико - синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с ребенком ограниченным числом фигур (чаще всего фигур а против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника . 15 №11 Начальное положение «Ферзь» Знакомить с фигуро й : Ферзь, ее начальным положением , ходами. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. «Волше бный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по 9 очереди пытаются угадать, какая фигура за гадана. «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 16 №12 ходы и взятие. «Ферзь» Продолжать знакомить с фигурой: Ферзь ее ходами и взятием. «Мяч» . Педагог произносит какую - нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому - то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно рас ставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. Январь 18 №13 ходы и взятие. «Ферзь» против «ладьи» и «Слона» «Игра на уничтожение» - учить детей совершать х оды ферзем против ладьи и наоборот. «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико - синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фи гура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 19 №14 Н ачальное положение «Конь». Знакомить с начальным положением фигуры «Конь», ее ходами. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие . Конь – легкая фигура. «Волшебный меш очек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют 10 самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 20 №15 Х оды и взятие. «Конь». Продолжать учить детей ходить фигурой «Конь», брать другие фигуры. «Игра н а поражение». “Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Февраль 21 №16 Х оды и взятие «Конь» против «Ферзя», «Ладьи», «Слона». Учить играть на уни чтожение «Конь» против «Ферзя», «Ладьи», «Слона». “Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико - синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кт о побьет все фигуры противника. “Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он иг рает с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. 22 №17 Н ачальное положение «Пешка» Знакомить с пешкой, на начальное положение, ее ходами и взятием. Место пешки в начальном положении. Ладейная, конева я, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания “Лабиринт”, “Один в поле воин”. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки , взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания “Лабиринт”, “Один в поле воин”. 23 №18 Х оды и взятие «Пешка» Продолжать учить играть пешкой (ходы, взятия), знакомить с понятиями (королевская пешка, ферзевая, “Волшебный м ешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана “Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая 11 слоновая). фигура загадана. “Большая и маленькая”. На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 24 №19 ходы и взятие. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Учить играть пешкой на уничтожение. Прод олжать знакомить с понятиями (коневая пешка, ладейная пешка). “Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико - синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным ч ислом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Март 25 №20 Н ачальное положение Король Знакомить с местом короля, начальным положением, его основным значением на поле. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания “Лабиринт”, Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрята на. “Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. “Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме “секретной”, которая выбир ается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”. 26 №21 Х оды и взятие. Король против других фигур Учить играть на уничтожение королем против других фигур. У чить “Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не 12 защищать королевское поле. Знакомить с понятием «Ограничение подвижности» оказалась под ударом черных фигур. “Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 27 №22 Цель шахматной партии. Шах Знакомить с понятием Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактиче ские задания “Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. “Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю. “Защита от шаха”. Белый король должен защититься от шаха. “Первый шах ”. Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. 28 №23 Цель шахматной партии. Шах Знакомить с понятиями «Открытый шах», «Двойной шах». “Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. “Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю. “Пять шахов”. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. Апрель 29 №24 Цель шахматной партии. Мат Знакомить с понятием Мат, как с конечной целью игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание:”Мат или не мат ” .Определить дан ли мат в данном случае или нет. 30 №25 Цель шахматной Знакомить с понятием «Мат в один Мат или не мат.Определить дан ли мат в данном случае или нет. 13 партии : Мат . ход». Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. 31 №26 Цель шахматной партии : Мат . Продолжать знакомить с понятием Мат – рассмотреть разные случаи (простые) Мат или не м ат.Определить дан ли мат в данном случае или нет. 32 №27 Цель шахматной партии Ничья, пат Знакомство с понятием пат, ничья. Варианты ничьей. Отличие пата от мата. Мат или не мат.Определить дан ли мат в данном случае или нет. Пат или не пат. Определить в данном случае пат или не пат. Май 33 №28 Цель шахматной партии Рокировка Знакомство с понятием Рокировка. Обработка рокировки (длинные и короткие рокировки). Учить правилам рокировки. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактичес кое задание “Рокировка”. Дети должны определить можно рокировать или нет. Мат или не мат.Определить дан ли мат в данном случае или нет. Пат или не пат. Определить в данном случае пат или не пат. 34 №29 Игра всеми фигурами из начального положения. Шахм атная партия Учить играть всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из началь ного положения без ограничений. “Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый х од учителя ученик отвечает двумя своими ходами. “Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). “Лабиринт”. Белая фи гура должна 14 достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их. “Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, нахо дящиеся под ударом черных фигур. “Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. “Кратчайший путь”. За минимальное чис ло ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. одновременно на две черные фигуры. “Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – п“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожен ия, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. “Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя . “Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. “Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть обить незащищенную 15 фигуру. “Защита”. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую , стоящую под боем. “Выиграй фигуру”. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. “Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто п обьет все фигуры противника. 35 №30 Игра всеми фигурами из начального положения Шахматная партия Шахматная партия - играть всеми фигурами из начального положения. Шах или не шах.Приводится ряд положений дети определяют стоит ли король под шахом или нет. Защита от шаха.Белый король должен защититься от шаха. 36 №31 Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия Заключительное занятие. Повторить изученное в течение года. Обследовать детей, поднять их эмоциональный настрой, укрепить интерес к игре через инсценировку. Праздник «Шахматное королевство»Педагог разрабатывает сценарий с учетом интересов детей используя изученные игры и театрализацию. Примечание . Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступн ом для детей 6 – 7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. П римечание . Повысить интерес детей к шахматным занятиям поможет чтение сказок из книги “ Приключения в Шахматной стране”.  на 1 - м занятии чтение детям сказк и “Шахматная беседка”, 16  на 2 - м занятии – главу “Линии  на 3 - м – “Диагональ”,  на 4 - м – “Чудесные фигур ы”,  на 5 - м – “Ворота Каиссии”,  на 6 - м – “Я – Ладья”,  на 8 - м – “Этот слон совсем на слона не похож”,  на 11 - м – “В гостях у Ферзя”,  на 14 - м – “Кони черные и белые”,  на 17 - м – “Детский сад “Чудесная Пешка”,  на 20 - м – “Куда идет Король?”,  на 22 - м – “Ко вер - самолет”,  на24 - м – “Мат и пат”,  на 26 - м – “До свидания, Шахматная страна”. 17 Литература. 1.Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. 2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. 3. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. 4. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992. 5. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет. – М.: Новая школа, 1994. 6. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. 7. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 8. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. 9. Сухин И. Удив ительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. 10. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 11. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно - белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнин ск: Духовное возрождение, 1999. Дополнительные материалы : Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахма тистах Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978. Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране де ревянных королей. – М.: Малыш, 1982. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король. Медведев В. Как капитан Соври - голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка). Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. В ечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах. Сухин И. Котята - хвастунишки. М, Сухин И. Лена, Оля и Баба - Яга. Су хин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И. Книга - выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993. Сухин И Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Черно - белая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книга - выруч алочка по внеклассному чтению. Вып.. 2. – М.: Новая школа, 1994. 18 Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. Стихотворения о шахматах и шахматистах Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977. Сухин И. Волшебная игра. Художественная литература для детей по шахматной тематике Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечн ом городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда - Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга - выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5. Томин Ю. Шел по городу волшебник. Чжан - Тянь - И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина. Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бума га, ватман, картон). Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). На бор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность). 19

Приложенные файлы

  • pdf 89245538
    Размер файла: 333 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий